После резкой смены руководства и четырех месяцев экстренного ремонта открывает сезон петербургский Михайловский театр оперы и балета. Имя новое, точнее, возвращенное старое, императорских времен, в соответствии с амбициями.
Театру предстоит некоторое время неопределенности именования, но Кировский театр тоже не один год превращался в Мариинский, а Пушкинский - в Александринский. Во всяком случае, после юбилеев с двузначной цифрой, отмеченных несколько лет назад (точка отсчета – основание собственной труппы), в будущем сезоне Михайловский будет отмечать 175 (со дня первого спектакля на этой сцене). По этому случаю планируют «Орестею» Танеева в постановке Александра Сокурова.
Перед началом сезона провели концерты оперы, балета и оркестра в капелле. С оперой и оркестром все в порядке, а вот зачем на эту крошечную площадку втиснули балет – загадка. Во всяком случае, примы и премьеры выглядели не лучшим образом. А сезон начинается «Дон Кихотом». Хотя традиционно в музыкальных театрах первый спектакль сезона – оперный. Зато на второй день – «Пиковая дама», в которой выйдет новый худрук оперы Елена Образцова и знаменитый Владимир Чернов.
Про прежнее руководство в театре уже особенно не вспоминают. Станислав Гаудасинский после премьеры «Трех мушкетеров», показанной после скоропостижного закрытия сезона в консерватории, находится в полуторагодичном «творческом отпуске», из которого в театр не вернется. «Мушкетеры» – тоже, спектакль подарили консерватории.
Изменения с творческом составе театра обещают в следующем году, до конца сезона труппа пройдет тарификацию. Численность пока сохранилась, Елена Образцова, например, прослушав всех солистов и даже хор, заявила, что почти все ей понравились, хотя к манере пения есть претензии. Объявлен набор солистов на определенные спектакли. Балет набрал несколько человек, но главная ставка здесь, похоже, на приглашение именитых солистов. В труппу приняты Анастасия и Денис Матвиенко, приглашенным солистом будет Игорь Колб из Мариинки. Оркестр сохранил свой состав неизменным. Главный дирижер Андрей Аниханов сумел поладить с новым руководителем (хотя претензии к качеству вокала отчасти на его совести). Несостыковка в том, что в итоге собираются сократить штат на десять процентов, как это согласуется с приглашением новых артистов – неясно. А зарплаты будут пересматривать со следующего сезона.
В репертуаре пока изменений немного – но планы несравнимо интенсивнее, чем в прежние времена. Опера обещает «Сельскую честь» Масканьи и «Вертера» Массне. Исходя из программы для прослушивания в оперу, могут поставить еще «Демона» Рубинштейна, «Дочь полка» Доницетти. Елена Образцова думает о «Кащее бессмертном» Римского-Корсакова и «Директоре театра» Моцарта. Труппа переходит на язык оригинала, и уже к гастролям в Японии для «Кармен» приглашен репетитор французского.
В балете – «Жизель» в очередной редакции Никиты Долгушина, попытка вернуться к первоначальному спектаклю 1841 года (для России это значит: до Петипа), с соответствующими декорациями и костюмами. Затем «Чиполлино» Генриха Майорова, репетиции которого уже идут. Обещают «Спартака» Георгия Ковтуна (ходят шутки, что главными действующими лицами будут не Спартак или Красс, а львы и тигры). Наталья Макарова проведет мастер-классы и будет вести переговоры о постановке ее редакции «Лебединого озера». Ждут педагога из Гранд Опера. А поскольку еще пригласили на должность репетитора Аллу Осипенко, ясно, что уровень танца решили подтянуть кардинально.
Театр наконец подключится к Международному зимнему фестивалю «Площадь Искусств», проведет свой фестиваль «Рождественская неделя» и начинает проект «Мировые имена на сцене Михайловского театра».
Но главное на открытии сезона все же – проведенный ремонт здания. Обновлены все коммуникации; в зрительской части укреплены ярусы, отреставрировано убранство зрительного зала.
Оркестровая яма увеличена и переделана по рекомендациям господина Тойоты, который консультировал акустические вопросы при строительстве концертного зала Мариинки. Поменяли световое оборудование, обновили планшет сцены. Хотя обновление полов в репзалах не задалось: пока не начался отопительный сезон, линолеум здесь «потеет». Изменился корпоративный дизайн. Но сохранили низкие цены на билеты, повышены цены только на места повышенной комфортности. Театр теперь будет открыт в течение всего дня – здесь будет работать ресторан, таким образом предполагают дополнительно привлечь публику.