Последние пьесы Галина – про милых аферистов-авантюристов. Сцена из спектакля «Компаньоны».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Премьера «Компаньонов», новой пьесы Александра Галина, вышла в самый разгар фестиваля «Новая драма», собирающего свеженаписанные тексты со всего мира и тут же предлагающего их публике в виде читок и только-только поставленных спектаклей. Несмотря на то что пьеса Галина написана только что и спектакль – самый что ни на есть премьерный, в афише «Новой драмы» ее нет. И быть не может.
Пьеса Александра Галина – скорее анекдот. Скорее грустный. К слову, персонажи пьесы – вполне «новодрамовские»: люди обочины, пьяница, мечтающий о собственном катере и в итоге спускающий последние деньги (разумеется, не свои, а жены), и его жена, когда-то давно поменявшая столицу на ближнее Подмосковье и теперь выгуливающая корову и козу по экологически чистым лугам «подмосковной Швейцарии». Но сама история – совершенно классическая, к тому же герои вовсе не пользуются ненормативной лексикой, никого не режут, мыла не едят┘ В общем, интереса для «Новой драмы» в пьесах Галина нет. Тем не менее, как и на фестивальных спектаклях, здесь тоже тесно, пусть и в малом – Эфросовском – зале все билеты проданы, так что приглашенным критикам предлагают посмотреть спектакль стоя. Спасибо, не выгоняют (в последние годы таких спектаклей все больше: публике нравится – следовательно, в критике нужды нет. Зачем? Только песню испортят, ду-ра-ки┘).
Галин – мастер рассказывать истории. Раньше – длинные, с годами – все короче. Нынешний спектакль, который сам драматург и поставил, идет полтора часа без антракта┘ У Евгения Бунимовича, замечательного московского поэта, имеется цикл стихов, написанных в театральном общежитии. Там есть такие строчки: «И не то чтобы роль – так, вставной эпизод». Вот такие «вставные эпизоды» Галин вытаскивает то ли из случайно услышанных где-то рассказов, то ли из криминальной хроники┘ Трудно сказать. Впечатление такое, будто бы Александр Галин взялся вести нечто вроде театральной рубрики «Уроки Остапа Бендера», адресованной наименее защищенным слоям населения, которые из его пьес узнают о разнообразных способах более или менее законного отъема денег. Об этом – о милых аферистах-авантюристах – его пьесы последних лет. Сам драматург, кажется, живет по пушкинским заветам, призывая милость к падшим.
«Компаньоны» поставлены в бенефис Людмилы Дмитриевой, хорошей актрисы, в театре Et Cetera остающейся в тени. Она играет Петровну, коровницу-молочницу, снабжающую молоком окрестных прокуроров (такой уж у нее сложился контингент). Ее мужа, пьяницу и мечтателя, играет Виктор Вержбицкий, только что сыгравший одну из главных ролей в картине Михалкова «12». Там он – респектабельный деятель столичного строительного бизнеса, здесь – жертва этого самого бума московских строек. Примерно так.
Он, когда-то служивший на флоте, мечтает пойти по Волге на собственном катере┘ А катер стоит пять тысяч┘ А у жены есть десять┘ Ну и попадает, конечно. История – самая обыкновенная, люди – обыкновенные, со стороны, в отличие, скажем, от гоголевских «Игроков», все роли – все «функции» – понятны с первой минуты. Ясно, кто есть кто. Что милая среднестатистическая красавица, помощник адвоката (Ольга Белова), которая привезла Петровне из города туфли и платье, – грубо говоря, разводит, только и ждет, когда старший ей крикнет: «Шухер!»┘ Когда Петровна вытаскивает из-под платья умело припрятанные сбережения, хочется крикнуть со своего места: «Ну что ж ты, дура, делаешь!..» Все равно отдаст┘ Но можно вообразить, что ради такого вот странного, неконтролируемого желания вся эта история и затевалась.
К сказанному можно добавить, что «Компаньоны» – только первая премьера нынешнего 15-го сезона в театре Et Cetera. В декабре состоится премьера по Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в постановке Адольфа Шапиро, который стал и автором инсценировки. Над спектаклем работает известный художник Борис Заборов. А сразу после Нового года начнутся репетиции знаменитого мюзикла «Продюсеры» Брукса и Михэна. Театр Et Cetera получил эксклюзивное право на постановку этого бродвейского мюзикла на территории Восточной Европы и, более того, добился разрешения сделать свою сценическую версию произведения.