Мацуев сыграл Чайковского без технических потерь. Но с явными музыкальными.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает┘» открылся в Большом зале Дома музыки. Аншлаг гарантировала программа: для концерта-открытия маэстро выбирает тяжелую артиллерию в лице Национального филармонического оркестра России, себя самого за пультом и Дениса Мацуева за роялем.
Мимо такого сочетания ни один потенциальный слушатель не пройдет. Спиваков уже давно стал фигурой из тусовки, он регулярно мелькает в глянцевых проектах – вот и в рамках фестиваля откроется выставка Chivas photo life: 7+7, где фотограф русского происхождения Саша Гусов размышляет на тему семи грехов Владимира Теодоровича. Вторая модель – певица Уте Лемпер – здесь куда более «в кассу», поскольку ее присутствие и объясняет суть проекта: Лемпер солирует в исполнении сочинения Курта Вайля «Семь смертных грехов».
Впрочем, хочется Спивакову на обложку Cosmo – пожалуйста, это, в конце концов, его личное дело. Зная его талант организатора и дипломата, не удивишься, если на самом деле один из номеров выйдет с улыбчивым Владимиром Теодоровичем. Потому что талант этот иногда позволяет совершать жесты с точки зрения хорошего вкуса красивые. Что один раз в два года и демонстрируют программы фестиваля, где маэстро «приглашает┘». Приглашает он интересных и оригинальных музыкантов, открывая их для российского слушателя. Конечно, Дмитрий Хворостовский к таковым не относится, но выступит он вопреки обыкновению последних лет не с «Катюшей», а с циклом позднего Шостаковича на стихи Микеланджело. А вот кого у нас еще не слышали – это тенора Йена Бостриджа из Великобритании, и петь он будет кантаты Баха, считающиеся его коньком. Впрочем, вернемся собственно к открытию фестиваля. Мацуев и Спиваков очень любят играть вместе, о чем оба неоднократно говорили. Денис однажды с восторгом сообщил журналистам, что лучшего ансамблиста за пультом, чем Владимир Теодорович, не сыскать. Такое взаимопонимание привело к тому, что программа концерта состояла из двух фортепианных концертов – в нормальной концертной практике это вообще-то не принято. Конечно, есть еще и коммерческий момент – чем больше Мацуева и Спивакова, тем лучше раскупаются билеты. Но чтобы окончательно пилюлю подсластить, к первым двум добавился и третий фигурант – Петр Ильич Чайковский. Первый фортепианный концерт во втором отделении и Второй фортепианный концерт в первом (чтобы не разбежались). В общем, сплошной праздник души и сердца.
Денис Мацуев все-таки не зря считается сегодня самым успешным пианистом России. Уважения заслуживает одна только его колоссальная выдержка. Его гастрольный график последнего времени таков, что выступает он каждый вечер. Причем в разных городах. Среди последних – Екатеринбург, Пермь (на фестивале Crescendo), Париж, дважды Москва. Между двумя московскими концертами еще один перелет, а сразу после – Лондон. Откуда силы для двух концертов Чайковского, каждый из которых способен вымотать даже такого крепкого мужчину с сибирской закалкой, как Мацуев, – загадка. И надо заметить, что играет пианист без потерь. По крайней мере без потерь технических. И ансамбль у них со Спиваковым правда очень хорош. Но вот сказать, что не было потерь музыкальных, нельзя. К большому сожалению – при всем внешнем блеске и совершенстве Чайковский с его интимной лирикой и задушевными поворотами линий исчезает. Все-таки кроме самолета надо и на пленэр. За вдохновением.