Кадр из фильма «Монгол»
Фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол» открывал V международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке и получил приз губернатора Приморья. Теперь «Монгол» добрался до Москвы, где вышел в прокат в конце прошлой недели.
Борцы за чистоту русской нации и «эксклюзивность» русского самосознания уже успели объявить фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол» вредным для молодежи, не помнящей родства и не знающей своей истории. Дело в том, что Бодров-старший вдохновился идеями евразийства Льва Гумилева, который мечтал написать книгу о Чингисхане, да не успел, хотя во многих работах рассказывает об этом завоевателе.
О Чингисхане известно по большей части из поэмы «Сокровенное сказание монголов», написанной вскоре после смерти хана. Это довольно необычное произведение, отличающееся от распространенных тогда жизнеописаний. Автора меньше интересует деятельность взрослого Чингисхана – завоевателя, который покорил больше земель, чем Александр Македонский, и заставил содрогнуться полмира, нежели путь, приведший юношу Темуджина к славе. А привело его к славе, по Бодрову-старшему, скорее разумное администрирование, чем жестокое кровопролитие.
Фильм начинается с убийства одного из монгольских ханов во время дикой междоусобицы. Сын хана, девятилетний Темуджин, сразу оказывается среди врагов отца, давно мечтавших о власти. Мальчик становится рабом нового правителя. Все последующие его подвиги – во имя любимой жены Бортэ, с которой его обручили в раннем детстве. История их встреч и разлук – та сюжетная ось, на которую накручиваются и отношения Чингисхана с братом - другом и врагом одновременно, и «начало славных дел» – объединение монгольских земель и отдельных кочевых племен под единым знаменем.
Сергей Бодров-старший отказался от привычного европейского взгляда на Чингисхана как на разрушителя, оставлявшего после себя выжженные пустыни. Хоть в фильме мы видим еще молодого завоевателя, однако ясно сразу: перед нами почти просвещенный лидер. Правда, с трудом верится, что этот человек нрава был столь нежного, манер столь аристократических, благородства поистине джентльменского. Степные нравы XII века вряд ли располагали ко всему перечисленному.
Самый дорогой фильм в истории отечественного кино (бюджет его составил 20 млн. долл.) словно предупреждает зрителя: не будьте доверчивы, не слушайте и не берите на веру все, что говорят официальные историки. Наш герой кровав, но справедлив, жесток, но мудр. Для подкрепления этой характеристики авторы выбрали весьма занятную игру со спецэффектами. Там, где ждешь страшной кровавой резни... дожидаешься, однако смерть здесь до того неприкрыто игрушечная, что могло бы закрасться сомнение: а профессионалы ли орудовали со спецэффектами? Ну конечно, профессионалы, только они и не пытались, кажется, придать естественный вид отрубленным головам или фонтану крови из рассеченного живота. Вроде как все это было, но мы любим Чингисхана не только за это. Плюс сильное обаяние известного японского актера Таданобу Асано, сыгравшего главную роль. Красавец с глазами с поволокой, без слов объявляющий каждому новому ребенку своей жены, родившемуся во время разлуки от разных людей, что теперь он их настоящий папа, – такого симпатягу не полюбить невозможно.
Качественный, очень красивый, достойный блокбастер. Только, как ни относись к Чингисхану, все-таки писать его портрет исключительно белыми красками вряд ли стоило. Это как раз тот случай, когда ложка дегтя не помешала бы. Впрочем, впереди еще вторая часть.