В Москве во второй раз прошел «Амфест» – фестиваль неголливудского американского кино.
Американских фильмов в нашем прокате почти не бывает – утверждение, казалось бы, абсурдное, но тем не менее это правда. Голливуд, лишь географически расположенный в США, давно производит наднациональный, глобальный продукт. Национальное американское кино в Москве можно увидеть едва ли не на одном лишь «Амфесте». (В этом смысле практическая польза от фестиваля очевидна: во время прошлогоднего фестиваля одна из прокатных компаний обнаружила в своем пакете заявленный в программе «Кирпич» Райана Джонсона, абсолютную сенсацию мирового артхауса, – и выпустила на экраны.)
Так, в этом году на фестивале впервые в нашей стране был показан двухлетней давности фильм Лива Шрайбера «И все осветилось» – экранизация переведенной на русский книги Джонатана Сафран Фойера. Илайджа Вуд сыграл американца, приехавшего на Украину, на родину предков, а роль его гида исполнил Евгений Гудзь, лидер нью-йоркской группы Gogol Bordelo. Вряд ли выйдет на российские экраны и фильм «Пол Нельсона» Райана Флека, давно прошедший в европейском прокате, – американская версия «Доживем до понедельника». За роль в картине Райан Гослинг в этом году номинировался на «Оскара». Его герой – одинокий учитель-наркоман, который преподает историю в бедном негритянском квартале.
Впрочем, режиссерский дебют Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай» – детектив про охоту на педофила с неожиданным финалом – отечественный зритель все же увидит, как и «Официантку», романтическую комедию Эндиенн Шелли, открывавшую в этом году фестиваль «Санданс». К сожалению, уже второй раз до Москвы не доехал «Параноид Парк» Гаса Ван Сента, выходящий в ноябре, – его российская премьера должна была состояться еще на ММКФ, но и в этот раз организаторы снова не успели получить копию.
В документальной программе зрители смогли увидеть картину «Гельветика», рассказывающую об истории знаменитого типографского шрифта, а также знаменитую картину «Не оглядывайся», рассказывающую о концертах Боба Дилана в Великобритании.
Почетным гостем нынешнего «Амфеста» стал автор «Жидкого неба», режиссер Слава Цукерман, – на фестивале прошла его ретроспектива. Кроме того, он представил фрагменты своей новой работы Perestroika, отчасти биографического фильма об эмигранте-ученом, который возвращается на родину в конце 80-х. Также на фестивале прошла ретроспектива американского документалиста Ди-Эй Пеннебейкер и его жены Крис Хегедус, в рамках которой зрители смогли увидеть фильм «Открытие в Москве» – документальный рассказ о проходившей при Хрущеве американской промышленной выставке в Москве, превратившийся в трогательный и завораживающий портрет Москвы конца 50-х.