0
1120
Газета Культура Интернет-версия

21.09.2007 00:00:00

Измена на пользу

Тэги: рождественский, оркестр


рождественский, оркестр В лице НФОРа Рождественский получил мягкий и податливый материал.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото).

Геннадий Рождественский, пожалуй, впервые за несколько лет «изменил» оркестру Государственной симфонической капеллы России – постоянному спутнику выступлений дирижера в России. Маэстро открыл сезон Московского международного дома музыки, встав за пульт Национального филармонического оркестра России.

То, что Рождественский человек веселый, знают многие, например те, кто читал тексты в буклетах к его концертам: маэстро сам их пишет, и его легкий, непринужденный стиль угадывается всегда. Однажды Геннадий Николаевич решил пошутить и написал в конце: «Автор текстов Стен Каразин». Публика, конечно, быстро определила подвох (прочитать скрытое в г-не Каразине родство со Стенькой Разиным не составило труда, но вот отгадывание, кто же скрывается под псевдонимом, всех позабавило). Блестящая эрудиция и искрометное остроумие Рождественского известно всем, кто слышал его вступительное слово к концерту, изобилующее пикантными подробностями из истории музыки и ироническими комментариями дирижера. Но, как только Рождественский поворачивался к зрителю спиной, шутки и прибаутки, конечно, заканчивались и начиналось искусство.

На концерте в Доме музыки слушателям выпал уникальный шанс лицезреть маэстро в новом качестве, сочетающем и серьезность намерений, и комедийную подачу.

В лице Национального филармонического оркестра России (в отличие от оркестра капеллы) Рождественский получил мягкий и податливый материал, с которым возможно ставить даже самые смелые эксперименты. До них, правда, в этой программе дело не дошло, но зато до публики дошла живопись Пятой симфонии Сибелиуса, с ее крупными и мелкими мазками, наслоениями линий, темными и светлыми тонами и полутонами. А солистке Виктории Постниковой было удобно опуститься на мягкую оркестровую «подушку», так что соперничества, которое исторически предполагает жанр концерта, не произошло, а случился слаженный ансамбль, и наполненный красивыми проникновенными темами Второй концерт Сен-Санса вызвал у публики бурю эмоций, а Постникову вызвал на бис, после чего она, как София Ротару, собрала все цветы в зале.

Но настоящую бурю восторгов неожиданно спровоцировало у уже подуставшей публики следующее сочинение. Последним номером в программе значилась музыка Шнитке к фильму «Мертвые души» (сюиту составил сам Рождественский) – изумительной силы и красоты сочинение, тонко сочетающее и гоголевскую иронию, и бесконечную печаль по тому, куда же катится тройка-Русь. Вот тут-то Геннадий Николаевич повеселился от души, а Виктория Постникова (будучи супругой дирижера) ему помогла. Для начала Рождественский выразительно изогнул бровь, когда после виртуозно исполненного марша для духовых и ударных не раздались аплодисменты. «Почему-то между частями симфонии Сибелиуса вы позволяете себе хлопать, а тут такая феерия, а вы вдруг решили исправиться», – с иронией говорила бровь. В другой части сюиты дирижер пожурил виолончелистов: ну что ж вы так┘ (Хотя в партитуре честно не прописано ни ноты.) Но настоящий театр начался с появлением пианистки на сцене. Не просто пианистки, а «в образе». Постникова заплела косу сбоку, снабдила ее бантом а-ля Татьяна Михалкова и уморительно изображала жеманную барышню, пытающуюся играть на клавирах. Сначала поссорилась с дирижером по поводу того, чей метроном лучше (оставили оба), затем принялась музицировать польку. Получалось жутко фальшиво, и маэстро ее за это журил, а затем, услышав звуки ноктюрна, утирал слезы. Было что-то одновременно и от Гоголя, и от Шнитке в этом перформансе: шутка только усилила, проявила прописанную музыкальными средствами невыносимую боль осознания реалий, которые со времен Чичикова не улучшились.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1799
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3780
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2831
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2309

Другие новости