К началу сезона репертуар Мариинского театра объявлен на полтора месяца. Но все еще наверняка будет меняться.
Что известно точно? На пороге юбилей: сезон 225-й по счету, самое время подведения итогов. Мариинка возвращает практику абонементных спектаклей. И будет снова сотрудничать с городскими театральными кассами. Абонементы включают по пять спектаклей, составлены восемь программ. Для зрителя они привлекательны «усредненными» ценами. Но поскольку составы исполнителей театр не сообщает, то вряд ли абонемент будет интересен постоянным зрителям. Но театр ставит образовательную цель, и если сможет привлечь нового зрителя – абонементы себя оправдают.
Начало сезона проходит в паузе между гастролями: в Роттердаме накануне завершился фестиваль Валерия Гергиева. Любопытно, что в программу вошла сюита из балета «Ярославна» Бориса Тищенко, постановка которого бывшим главным балетмейстером Мариинки Олегом Виноградовым в бытность на аналогичной должности в Малом оперном числится легендарной. Мариинский балет в предсезонье после единения в совместных с балетом Большого театра концертов в Японии и прочих зарубежных гастролей перешел к окультуриванию российской провинции и прокатился на три дня в Рязань. Акция похвальная, если бы не «сокращенное» качество вроде половинного состава теней. Завернув домой на открытие, отправится дальше – в Россию и за рубеж.
Открыли сезон оперой «Жизнь за царя» в постановке Дмитрия Чернякова, а уравновесили экстравагантный спектакль академичным балетным трио: «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» и «Жизель». Концертный зал открывается камерным концертом романсов Глинки и Даргомыжского. В этом сезоне рядовые спектакли повысят статус, объединенные в тематические программы не только в рамках абонементов, но и остальной афиши. А число фестивалей предугадать сложно. Гарантированно будут главные – «Звезды белых ночей», балетный «Мариинский», менее грандиозные «Масленица» и новый «Сокровища культуры в России».
О балетных премьерах театр пока молчит. Из событий известно о бенефисе Дианы Вишневой и проекте «Короли танца» с Итаном Стифелом, Анхелем Корейя, Йоханом Кобборгом и Николаем Цискаридзе. Опера обещает премьеру в концертном зале «Волшебной флейты» Моцарта: в постановке француза Алена Маратра петь буду по-русски, а не на языке оригинала – это тоже «поворот винта». Грэм Вик поставит «Средство Макропулоса» Яначека. По случаю столетней даты смерти Римского-Корсакова появится «Майская ночь». Может, даже в мае. А первой премьерой сезона планировался «Отелло», но его в октябрьской афише уже сменил «Салтан» (впопыхах при спектакле двухгодичной давности осталась строка «премьера»). Зато в афише концертного зала остается концертный «Дон Паскуале» с Риккардо Мути за дирижерским пультом.