Деннис Хоппер. Джордж Хермс. 1962
Московский Дом фотографии показывает в Манеже выставку культового американского актера и режиссера Денниса Хоппера. Полторы сотни снимков, сделанных за последние 40 лет, открывают для многих новые грани хопперовского таланта.
Разговоры о выставке Денниса Хоппера в России шли с начала века, но лишь в этом году Петербург, а теперь и Москва смогли живьем увидеть работы знаменитого киноактера. Причем в столице работ почти вдвое больше.
Своей славой 71-летний Хоппер обязан фильму «Беспечный ездок» (1969), который он сам поставил и где сыграл главную роль. Фильм стал культовым, вобрав в себя эпоху хипповых 60-х. После этого Хоппер снимался у многих классиков, от Дэвида Линча и Вима Вендерса до Френсиса Копполы и Сэма Пекинпы, но, по общему мнению, сложный характер помешал его звездной карьере. Сам Хоппер, правда, жизнью доволен: он остается свободен в принятии решений и конструировании собственной судьбы и может, например, бросить Голливуд, уехав на несколько лет в Мексику, или уйти в кино класса B.
Зато на хопперовских снимках все больше артисты и художники – Пол Ньюман, Уорхол, Райс, Раушенберг, Ники де Сен-Фаль┘ Хоппер был своим человеком в арт-среде и сам серьезно занимался абстрактной живописью. Арт-критикам остается лишь горевать о пожаре в его калифорнийском доме, уничтожившем в 1961 году мастерскую в Бель-Эйр с тремя сотнями работ, а также пачки стихотворений. Лишь случайно Хоппер вывез накануне негативы и фотографии для своей первой фотовыставки. А знаменитую коллекцию поп-арта, для которой работы друга Уорхола он покупал по 75 долларов, Хоппер, к счастью, начал собирать позже. В итоге с коллекцией тоже случилась незадача: после первого развода почти всю ее отобрали судебные приставы (Хоппер был женат раз пять, самый короткий брак длился восемь дней). Зато сегодня он фотографирует стены по всему миру. Эти снимки, запечатлевшие самые неожиданные цвета и линии, выглядят комментарием к истории послевоенного искусства, настолько они близки порой к стилям известных мастеров.
Универсальность хопперовских интересов напоминает о титанах Возрождения, сочетавших труд военных инженеров с писанием полотен. Хотя художественная значимость творчества Хоппера не столь, быть может, абсолютна. Пусть он и выставляется вместе с классиками, такими как Хельмут Ньютон или Эд Руша, но разбросанность интересов по-своему мешает его статусу на арт-рынке. Усилие в искусстве должно быть постоянным. Хотя это очевидно продвинутый автор, пусть и не открывающий Америк, но разговаривающий с эпохой на ее языке. Масштаб личности порой важнее свершений – а в Хоппере всегда сидел «рассерженный молодой человек», мечтавший снять самый серьезный порнографический фильм на свете, и лишь рождение «Империи чувств» остановило его из-за уверенности, что лучше Ошимы срежиссировать уже не получится. Зато можно сыграть лучше.
Почти все выставки Хоппера оборудуются небольшим кинозалом, где показываются фильмы с его участием. Москва не стала исключением. Помимо видеоролика, включающего фрагменты из двух десятков лент, несколько картин показывают целиком, хоть и на английском языке. Среди них и легендарное «Последнее кино» (1971), за которое Хопперу вручили приз в Венеции. В прокат картина так и не вышла: режиссер отказался подчиниться требованиям Universal Pictures и перемонтировать ленту. После долгих «полочных» лет картина мелькнула по американскому телевидению в авторской версии. Зато сегодня она напоминает, как прекрасна может быть жизнь, если рукописи в ней не горят.