Труппа «Современника» в студии узбекского телевидения перед съемкой.
Фото Дины Ходжаевой. Предоставлено организаторами выставки.
Выставка знакомит публику с работами, запечатлевшими жизнь Средней Азии рубежа 50–60-х, звезд советской эстрады, европейские будни 70-х.
В фотографиях недавнего прошлого есть та милая прелесть узнавания, которая сопровождает обычно визит полузабытого родственника. И человек вроде бы едва знакомый, а голос крови или что-то там еще роднит вопреки всему.
Так же и снимки советской поры: что бы ни было изображено, деталями быта, тысячью не сразу осознаваемых мелочей они напоминают, откуда ты родом, воссоздают мир, ушедший, но не уходящий никогда.
Фотографии Дины Ходжаевой обладают особой спецификой. Она снимала Узбекистан – строительство Ферганского канала, землетрясение 1966 года, повседневную не то чтобы бедную, просто нищую жизнь людей┘ И рядом – молодые звезды эстрады, от Хазанова до Эдиты Пьехи, от Радмилы Караклаич до Батыра Закирова.
Дина Ходжаева – первый профессиональный женщина-фотограф в истории Узбекистана, печатавшаяся в таких знаковых журналах своего времени, как «Огонек», «Работница» и «Советский воин». Ее отец – классик мировой фотографии Макс Пенсон (1891–1959), учитель – знаменитый Всеволод Тарасевич, а муж – кинорежиссер Файзулла Ходжаев. Такое обилие мэтров в ближайшем окружении сделает художником поневоле, хотя у Ходжаевой и своих талантов хватает. Не всегда, быть может, фотографически безупречна, она обладает особым чутьем на сюжеты, где человек с его опытом и грузом отношений оказывается важнее композиции кадра и игры светотени.
Счастлив хроникер, по прошествии лет обнаруживающий, что за его будничными хрониками скрывается нечто большее, чем просто перечень лиц и фактов, что текущий дневник оборачивается летописью, а датировки стираются, уступая место обобщенному понятию эпохи.