У Андерсон разные манеры письма порой соседствуют в одной работе. Семейное путешествие. 2003 г.
Фото предоставлено организаторами выставки
К недавно еще казавшимся обязательными разговорам о смерти живописи сегодня мало кто уже относится всерьез. В эпоху дигитализации искусства живопись повторила судьбу театра в эпоху телевидения: она стала немного другой. Одним из доказательств этого служит выставка шведской художницы Карин Маммы Андерсон, которая проходит сейчас в Кунстхалле Хельсинки.
45-летняя Карин Мамма Андерсон принадлежит к числу самых интересных артистов современной Европы. Ее персональные выставки прошли уже по всему свету, от Сиднея и Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и Берлина. В 2003-м она представляла Швецию на Венецианской биеннале, а в прошлом году Андерсон получила престижную Carnegie Art Award, которая присуждается лучшему художнику Скандинавии.
Выставка в финской столице, подготовленная знаменитым стокгольмским Модерна музеет, показывает около полусотни ее работ. Сюжеты в них, как правило, обязательны, хотя и не поддаются описанию одним предложением. Повествовательность принадлежит к числу основных постулатов андерсоновской эстетики, но сама реальность не предстает законченной – скорее подсмотренной, схваченной на лету, застывшей и замороженной вопреки собственной воле. Но лишь так реальность оказывается в состоянии бороться с угрозой быть забытой навсегда. Впрочем, та ли это реальность, к которой мы привыкли, если в ней не установлены пространство и время, а память и амнезия сливаются друг с другом? Ощущение сновидения, дремы сопровождает все творчество Андерсон, в котором различные манеры письма соседствуют в рамках одного полотна. Хотя некоторые называют ее «художником для художников» (что звучит как высшая из возможных наград), в ней много социального – одна из картин посвящена Эльфриде Елинек.
Выставку Маммы Андерсон в Кунстхалле Хельсинки показывают в рамках Хельсинкского фестиваля. Он проходит в конце августа – начале сентября и представляет собой такую смесь событий и жанров, аналогов которой нет, к сожалению, в России. Хотя было бы неплохо и нам иметь такой праздник культуры, открытый для всех возрастов и социальных групп, всех вкусов и интересов.
Тут и джаз, и киновечера памяти Тарковского к его 75-летию, и «Ночь искусства», когда весь город превращается в одну огромную сценическую площадку. Перформанс о жизни философа Симоны Вайль, две современные камерные оперы о любви Сеппо Похьола, концерт шведского симфонического оркестра, струнный квартет Кристиана Тетцлафа, пианист Андран Шифф...
Что интересно – здесь практически нет фольклорного искусства. Причем финнов нельзя назвать менее патриотичными, чем, скажем, россиян. Но как-то они умеют разводить традицию и современность, не создавая лишних конфликтов между эстетиками разных эпох и не навязывая нашим дням преданья старины глубокой.