Марк Гейхман играет уходящую натуру.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» – первый в череде многих театральных фестивалей, один из самых камерных по форме, но не по содержанию, – в течение первых дней сентября проходил и вчера вечером завершился в московском Театре.doc.
«Двор как уходящая натура» – так называется новая пьеса Елены Исаевой, которую трудно причислить к начинающим драматургам, но так вышло, что в афише этого года было немало других, ныне уже известных авторов, которые вновь решили представить свои сочинения на суд «любимовской» публики. Суд, в общем, доброжелательный, но главное, если можно так сказать, – заинтересованный. В отличие от многих других фестивалей «Любимовка», даже оторвавшись от родного своего очага, подмосковного имения Алексеева-Станиславского, продолжает оставаться фестивалем-лабораторией. Показы проходят как читки, где актеры не стесняются заглядывать в текст (хотя и держатся всех театральных условностей и правил, – уронив листки, мгновенно спешат сесть, дабы в будущем «не потерять роль»), а сразу после короткого перекура начинается обсуждение только что услышанного и увиденного.
«Двор...» был написан Исаевой специально для Владимира Панкова, но тот увлекся Гоголем (сегодня премьера первой части его тетралогии по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» состоится в Центре им. Вс.Мейерхольда), и на «Любимовке» пьесу представлял режиссер Григорий Катаев (в его постановке в Концертном зале имени Чайковского можно время от времени увидеть «Эдипа» Игоря Стравинского).
Исаева, как, пожалуй, мало кто из «новодрамовцев», умеет обнаружить нечто интересное и «сюжетное» в судьбе самых обыкновенных людей. Она умеет работать с документальным материалом, тем самым «вербатимом», то есть с обыкновенными человеческими интервью, чтобы, сложив их особым образом, получить в итоге пьесу с завязкой, кульминацией и развязкой. «Двор...» – так и есть, история обыкновенного двора с несколькими поколениями обитателей, двор старый, московский, один из последних, записанных (вроде как «Покровские ворота» Зорина) накануне окончательного исчезновения. Об исчезновении в пьесе Исаевой, впрочем, ни слова нет, но «уходящая натура» – чувствуется. Двор – целая философия, говорит один из героев пьесы, ветеран Великой Отечественной, которого в спектакле (а читку Катаева хочется назвать именно так) играл актер Драматического театра имени Станиславского Марк Гейхман, замечательно, надо сказать, играл.
Дети, которые взрослеют, какие-то дворовые легенды, мифы, навечно «прикованные» к тому или другому подъезду, – все здесь, и какая-то существенная для данного повествования отстраненность, позволяющая заглянуть в прошлое глазами двух повзрослевших героев (их, взрослых, как и их в детстве, играли Андрей Курносов и Михаил Дурненков). Быстротекучесть времени, смывающая дворы и целые города, языки и наречия, – из короткой истории вдруг вырастает какая-то почти мифологическая глыба. Исаева так умеет, лишний (не лишний?) раз доказывая, что даже самый разынтересный «док» нуждается в профессиональном изложении. Что документальной, как и любой другой, «новой драме» что называется к лицу (и – по летам!) – профессиональное актерское исполнение. В данном случае удалось собрать большую команду (в списке действующих лиц – то ли семнадцать, то ли девятнадцать персонажей), и было видно, с каким воодушевлением, к примеру, Диана Рахимова и Наталья Павленкова, актрисы Театра имени Станиславского, включились в эту «лабораторную» игру.
«Двор как уходящая натура» в этом году не была единственной такой историей, в которой автор интересуется обыкновенной жизнью обыкновенных людей (скажем, «Легкие люди» Михаила Дурненкова – тоже о людях обыкновенных, не про убийц или карликов-людоедов), но, пожалуй, этот показ был так близок к уже спектаклю (как говорил один из героев Кассиля, – «я – без пяти минут...»), что будет жаль, если он, как и сам двор из пьесы Исаевой, останется только в благодарной памяти немногих свидетелей.