0
1082
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2007 00:00:00

Зрителя не надуешь

Тэги: зальцбург, фестиваль


зальцбург, фестиваль Фальк Рихтер думал, что нанесет удар по европейской воспитанности и холодности.
Фото Reuters

Скандалы есть и будут всегда. Правда, одно дело, когда шум поднимают критики в газетных статьях, другое – когда в ход идет тяжелая артиллерия недовольной публики Зальцбургского фестиваля, которая, как выяснилось, в выражениях не стесняется. Вот вам и европейская сдержанность.

Впрочем, развенчать (или подорвать) эту самую европейскую воспитанность и холодность и призван был спектакль Фалька Рихтера, который для своих целей выбрал не что иное, как святую святых немецкой оперы – «Вольного стрелка» Карла Марии Вебера. Рихтер надсмеялся над всем, что лежит в основе этой трогательной истории с философско-романтическими корнями. Силу светлого волшебства и размышления о таинствах темного леса, воспетых поэтами-романтиками на основе немецких сказок, историю предательства и любви – все, чем так дорога европейцам эта опера, Рихтер низвергнул, опошлил и опустил до уровня отвязной американщины. Деревенские жители здесь больше всего напоминают туристов с непременной жвачкой, а хор охотников – парадное выступление на военной базе (в отутюженных белых костюмах). Главных героев сопровождают два актера, «договаривающих» диалоги. Тексты, дописанные режиссером, конечно, ничего общего с романтическими историями не имеют – они, наоборот, более чем практичны и пестрят выражениями типа «время – деньги» и прочими. Между делом проскакивает, что волшебные пули отливаются из урана – какая, в общем, разница, если все от нечистой. Сцену отливки пуль в Волчьей долине сопровождает мистическая оргия, где Рихтер в лоб дает цитату из фильма Кубрика «С широко закрытыми глазами». На заднем плане сцены в окружении мужчин в черных плащах с капюшонами (видимо, масонов) – длинноногие девицы, на которых надеты только три вещи – маска, трусики-стринги и, разумеется, туфли на каблуках. Вот тут-то душа воспитанного европейца не выдержала. «Дрянь! Дайте нам «Вольного стрелка»! Безобразие!» – полетело из зала. Благо кто-то более разумный крикнул «Тихо!» и на время отрезвил оратора, который еще впоследствии высказался. В общем, желание Фалька Рихтера провести параллели с сериалом «Твин Пикс» воплотилось даже более чем: происходящее на сцене взорвало не только жизнь маленькой немецкой деревеньки, но и публику в Доме Моцарта. Особенно если упомянуть о серьезных спецэффектах типа настоящего пламени на сцене (жаром обдает еще в середине партера) или видеопроекции, на которой сплошь какие-то убогие заброшенные трущобы.

Музыкальное воплощение оперы во многом оставляет желать лучшего: Венский филармонический оркестр под управлением Маркуса Штенца звучит невыразительно и прямолинейно – ни романтической тоски, ни мистической нервозности в их звуке не наблюдалось. Мужская вокальная сторона затмила женскую: сильный тенор вагнеровского толка Петер Зайферт (Макс) и великолепный Джон Релеа в партии Каспара на несколько голов выше блеклого тембра Петры Марии Шницер (Агата) и недостаточной техники Александры Курцак (Анхен, подружка Агаты). Похоже, что урановые пули срикошетили в создателей спектакля – несмотря а спецэффекты, он местами был даже скучен, а публике так и совсем не понравился.

Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1784
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3762
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2818
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости