В санкт-петербургском Александринском театре состоялась пресс-конференция, посвященная открытию 252-го сезона. Помимо художественного руководителя Валерия Фокина в ней принял участие польский режиссер Кристиан Люпа, который через две недели выпустит на сцене театра чеховскую «Чайку».
На встрече с журналистами Валерий Фокин сделал главный акцент на взаимоотношениях российской традиции с опытом мирового театра. Он уверен, что поиски своего пути невозможны без активного и полемичного диалога с другими культурами. Вероятно, именно поэтому в афише второго «Александринского» фестиваля, который пройдет с 15 сентября по конец октября, нет ни одного имени российского режиссера. Зато каждый из режиссеров, чьи спектакли приедут на фестиваль, заслуживает отдельного разговора. Уже знакомый российскому зрителю Маттиас Лангхофф привезет поставленный с актерами Комеди Франсез «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера, корейский режиссер Чон Вун Бонг – поэтическую притчу «Цветок скорби, кисенг», швед-экспериментатор Стаффан Вальдемар Хольм – свою версию шекспировского «Макбета».
Нынешний художественный руководитель миланского театра «Пикколо» Лука Ронкони, с которым Александринка ведет переговоры о постановке одной из пьес Шекспира, покажет игривый фарс «Веер» по пьесе Карло Гольдони. Но также Пикколо привезет свой спектакль-легенду, спектакль-долгожитель – «Арлекин – слуга двух господ» в постановке великого Джорджо Стрелера.
К словам Валерия Фокина о своеобразной культурной прививке не придерешься. Но намерения и силы художественного руководителя направлены еще и на то, чтобы вписать российский театр в контекст мирового. Спектакль «Чайка», который откроет фестиваль, поставлен хоть и польским режиссером Кристианом Люпой, но на сцене Александринки и с актерами театра. Более того, спектакль, по словам Люпы, находится в активном диалоге с историей самой пьесы, которая, как известно, провалилась именно в Александринском театре. «Для меня этот спектакль – рискованное приключение, – говорит режиссер. – «Чайка» увлекла меня тем, что она является невероятно личным текстом. В монологах Тригорина мы находим личные признания Чехова. Когда сто лет назад пьеса провалилась, зритель не был готов к такому высказыванию. И сейчас режиссеры обычно предпочитают спрятаться за отрицательным в образе Тригорина, чтобы не сказать про него: это – я. Я думаю, что испытание провалом – необходимое для художника испытание. И мне интересно, как персонажи его переживают» (большое и подробное интервью Кристиана Люпы читайте в свежем сентябрьском номере журнала «Станиславский»). Москвичи смогут увидеть этот спектакль в марте, когда театр приедет в столицу с двухнедельными гастролями.
Помимо «Чайки» Александринский театр планирует выпустить в этом сезоне еще четыре спектакля. На большой сцене 11 января Валерий Фокин покажет «Женитьбу», а Юрий Бутусов в мае – пьесу Брехта «Что тот солдат, что этот». Два молодых режиссера будут осваивать малые пространства Александринки: Искандер Сакаев выпустит спектакль «Цветы для Чарли» по роману Дэниела Киза, а Олег Еремин соединит Чуковского и Бродского в экспериментальной работе «Муха». В мае 2008 года Маттиас Лангхофф все-таки приступит к долгожданным репетициям «Смерти Тарелкина», которым театр откроет следующий сезон.
Помимо творческих планов у Александринки есть и другие, более материальные. Уже началось строительство Новой сцены с залом на 350 мест, которая откроется в декабре будущего года спектаклем Андрея Могучего по пьесе драматурга Михаила Дурненкова, познакомиться с творчеством которого можно уже на этой неделе. В Москве, на очередном фестивале молодой драматургии «Любимовка» будет представлена пьеса Дурненкова «Легкие люди».