0
815
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2007 00:00:00

Красная площадь как фиксатор истории

Тэги: исторический музей, музей, живопись


исторический музей, музей, живопись «Десятка бубновая» Владимира Немухина (1973) не обошлась без столь любимой художником рыбы.

Исторический музей постоянно включает в свои временные экспозиции живопись и графику. Что в общем-то понятно: визуальный образ доступнее для восприятия. Но в последнее время здесь стали показывать и художников с мировыми именами – чего стоит хотя бы весеннее явление на Красной площади Клода Моне и Поля Сезанна, пусть и в рамках предаукционного тура.

Но полноценные художественные выставки все еще остаются редкостью: все же исторический, а не изящных искусств. Тем интереснее проект «Нонконформисты на Красной площади», собравший 84 работы 21 автора. Многие из них уже стали классиками искусства, причем вошли в историю не только благодаря своему творчеству, но и месту в политической хронике. Некоторые из них персонально поминались Н.С.Хрущевым в его хамоватых нападках на новое искусство, другие становились героями международной жизни. Так, легендарный и харизматичный Элий Белютин в 60–70-е годы получил множество наград зарубежных академий, но в самом СССР подвергался беспрерывным поношениям и профессиональному преследованию.

Белютин руководил мастерской, в которой в течение десятилетий отзанимались в общей сложности 400 человек. Большинство из них так и осталось в тени мэтра, хотя некоторые имена все же оказываются известны сегодня публике. Например, Владислав Зубарев, ставший едва ли не главным героем нынешней выставки, – он представлен двумя десятками работ (не с этим ли связан и персональный вечер Зубарева, который пройдет в рамках выставки? 11 сентября здесь состоится, впрочем, и круглый стол на тему «Искусство нонконформистов в частных собраниях. Коммерция или обретение «музейного» статуса?»). Для сравнения: у Краснопевцева, Янкилевского, Неизвестного, Плавинского и Лидии Мастерковой – по одной-две.

Под одной крышей объединились абстрактные тенденции и соц-арт, представленный Сергеем Волоховым. Есть и малоизвестные публике имена, такие как Евгений Рухин, многое обещавший художник, погибший при пожаре в своей мастерской в возрасте 33 лет. Подобное можно объяснить тем, что выставка составлена по материалам частных коллекций и потому носит явно не академический, но вкусовой характер. Здесь немного к тому же работ 60–70-х годов, а преобладает более позднее творчество.

В иных рецензиях выставленное сейчас на Красной площади называют авангардом, но это неточно: художники скорее развивали уже существовавшие традиции и являлись последователями авангарда (потому их называют еще «вторым авангардом», но вряд ли этот термин принципиально отличается от «осетрины второй свежести»). В их творчестве этическое было приравнено к художественному; сама свобода творчества в недружественной среде оказывалась актом творчества.

Когда объединяет идеология, эстетика поджидает в стороне. Авторов, собранных сейчас на Красной площади, роднит в большинстве своем лишь биография. Но это не мешает воспринимать их как часть единого целого – той самой истории, из которой слов уже не выкинуть, как ни хотелось бы порой забыть иные ее мелодии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3526
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2595
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости