Благодаря большим видеоэкранам на Красной площади красоту исполнителей было видно издалека.
Фото Григория Тамбулова (НГ-Фото)
В день 860-летия Москвы на Красной площади прошел концерт под названием «Шедевры скрипичного искусства на Красной площади». И хотя до того на Красной площади уже выступали Мстислав Ростропович и Дмитрий Хворостовский, впервые Красная площадь так надолго была отдана классическим исполнителям.
Билеты на концерт распространялись бесплатно и, по словам организаторов, можно было просто позвонить по телефону и получить входной билет. Попасть на Красную площадь тем не менее вечером 1 сентября оказалось непросто: все приличные выходы были закрыты, и пробираться от площади Революции надо было по единственному проулку, ведущему к Никольской, замусоренному и заплеванному. Cпекулянты продавали бесплатные билеты недорого – 300 руб. на задворки партера. Милицию же больше всего заботило, как бы не дай бог не пустить на концерт детей до семи лет, – нигде больше этому правилу внимания не уделяют.
Публика собралась разнообразная: пришли меломаны, которых часто можно увидеть в консерватории и в КЗЧ, но также из ворот Спасской башни в импровизированный партер прошел принц Майкл Кентский, среди слушателей скрипичных шедевров были знатный московский строитель Шалва Чигиринский, продолжающий разбор гостиницы «Россия», поэт и депутат Евгений Бунимович, от начала и до конца концерта слушали скрипку Юрий Лужков с супругой Еленой Батуриной┘
Первой играла Алена Баева, которая, несмотря на ветер (который буквально сдувал сквозь «шлейф» бархатного задника стоявших в последнем ряду федосеевского оркестра контрабасистов и ударника), вышла в легком красном концертном платье с открытыми плечами. Она играла Фантазии на темы «Кармен» Ваксмана, играла с необыкновенным артистизмом и технической свободой. И хотя, если воспользоваться терминологией поп-концертов, в этот вечер она работала «на разогреве», ее выступление и мастерство не перекрыл никто. Она была настоящей звездой вечера.
Говорили о намерении организаторов «отменить» на время концерта куранты, но сделать этого не удалось. То Баховский концерт, то Равелевскую рапсодию «Цыганка» дополняло мощное звучание колоколов Спасской башни. Впрочем, солисты Хилари Ханн и Пинхас Цукерман, а также Джошуа Белл будто учитывали этого неожиданного участника ансамбля.
Оркестр имени Чайковского под управлением Федосеева вел себя героически, даже не в смысле игры на холоде и ветру, а когда он аккомпанировал Нине Котовой, виолончелистке, «разбавившей» скрипичную программу Вокализом Рахманинова и «Ритуальным танцем огня» Мануэля де Фальи. Она не обращала внимания ни на темпы, ни на дирижера, не слушала и оркестр, играла сама по себе, так что понимающие недоумевали, к чему надо было ее выводить в этот вечер на сцену.
Пожалуй, самым большим разочарованием стало непоявление Максима Венгерова. Он дважды выходил на сцену, но чтобы занять место дирижера. Такую манеру можно назвать удовольствием начинающего дирижера – он красиво жестикулировал, закатывал глаза и всячески радовался согласию с музыкой и оркестром.
Накануне, на репетиции, он сообщил, что у него сломана скрипка («Навсегда?» – не удержались от колкости в оркестре). Известно, что организатор концерта Максим Викторов владеет редкими инструментами, в том числе знаменитой скрипкой Паганини. Но┘ Венгеров согласился только подирижировать.
Зато на сцену вышел Сергей Стадлер, в афише не заявленный. В общем, разочарований было немало, но само появление скрипки на главной площади страны заслуживает одобрения. Хотя┘ Глядя, например, на игру Белла, приходилось признать, что шоу-бизнес сегодня не знает границ, и так ли уж хорошо, когда он проникает в классическую музыку? Как говорится, вопрос. n