0
1377
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2007 00:00:00

Два сна в одну летнюю ночь

Тэги: театр, шекспир


театр, шекспир Волшебный лес «Сна в летнюю ночь» без эльфов непредставим даже в цюрихском театре.
Фото Reuters

В этом году на двух австрийских фестивалях скорее случайно, чем специально сошлись две постановки шекспировского «Сна в летнюю ночь». В Брегенце показывают спектакль гамбургского театра «Талиа», в Зальцбурге – совместную постановку фестиваля и цюрихского театра драмы.

Немецкий «Сон» уже известен критикам и театралам – более года он идет в Гамбурге при неизменных аплодисментах. Российскому зрителю известна режиссер спектакля Йоринде Дрёзе – год назад в Москву на фестиваль Малого театра привозили ее «Эффи Брист». Несмотря на полупустой зал Малого (или благодаря этому?), на сцене творилось настоящее театральное чудо, когда старинный текст оборачивался историей о нашей жизни. Лессинг в интерпретации Дрёзе был субтилен и макабричен одновременно; это редкий случай осовременивания классики через психологическое прочтение, а не только внешние атрибуты.

В Шекспире «Талии» тоже хватает современности и на уровне сценографии с костюмами (художник Сюзанна Шубот), и на уровне игр с языком. Персонажи часто переходят на английский, реалии XXI века присутствуют здесь в виде социальных аллюзий или прямых указаний на наши дни, да и вся атмосфера происходящего скорее деловая, чем волшебная. Разве что под финал первого акта сценический воздух начинает сгущаться вплоть до фантасмагорического, но происходит это недолго.

Хотя в «Сне» Дрёзе много действительно смешных моментов, спектакль выглядит скорее идеально сбалансированным шоу. Оно не распадается на цепочку отдельных номеров, оставаясь художественным, а не эстрадным актом, но в целом не производит впечатления «мира в себе», чьи законы выглядят обязательно-универсальными в глазах зрителя. То ли полтора года для театрального хита – достаточный срок, чтобы превратиться в готовую отливку успеха, где уже не так важна предугадываемая реакция зала. То ли сама пьеса Шекспира в очередной раз прикидывается слишком простодушной, чтобы поддаться прочтению, хоть немного склонному к прямолинейности.

У Дрёзе едва ли не побочной линией становится «театр в театре» – тема, особенно важная для Шекспира. В «Сне» ей уделено особое внимание – практически весь второй акт отдан представлению группы самодеятельных актеров. В цюрихской постановке Кристиан Вайзе превращает ее в едва ли не смысловую кульминацию спектакля, а игра Михаеля Мэртенса, исполняющего роли ткача Основы и Пирама, становится бенефисом. Театральные штампы и нелепости выглядят здесь основой самого существования театра, где степень условности напрямую связана со зрительской доверчивостью к происходящему и к миру в целом.

Само действие оборачивается настоящим мультитеатром: здесь и танец, и акробатика, и метровые куклы, ведомые кукловодами (у эльфа Пэка появилась подружка, и это едва ли не самая популярная пара спектакля). Оптические радости смешаны в спектакле с тонко подобранным музыкальным оформлением, а группу эльфов исполняют семь танцоров – в общем, все предпосылки для полнокровного сказочного действия, замешанного на грусти от понимания человеческой природы. Все позитивное, вдохновляющее в «Сне» принадлежит случаю и судьбе, действию невидимых человеческому глазу сил. Все неуместное, нелепое и печальное происходит из-за слабости человеческого разума и неверности сердец. Но виноваты ли в этом люди, если их поступки подвластны неведомым им силам? Спасение в том, что герцога с его невестой и Титанию с Обероном играет одна пара актеров (в цюрихском спектакле блестящий дуэт Робера Хунгера-Бюлера и Коринны Кирхоф). В пересечении ролей проявляется внутренняя близость столь разных миров. Из-за этого происходящее хоть и не лишается оттенка балагана, но обнаруживает тот единый для обоих пространств стержень, что помогает даже пессимисту. Не говоря уже о том, как веселит оно оптимиста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1612
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3535
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2601
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2111

Другие новости