0
902
Газета Культура Интернет-версия

31.08.2007 00:00:00

Лихой Чайковский в джазе

Тэги: фестиваль, эстония, музыка, биргитта


В Таллине, в сотне метров от морского побережья, в живописном районе Пирита, завершился Третий международный фестиваль «Биргитта». Мощные стены главной церкви монастыря ордена Святой Биргитты стали оплотом для семи представлений – от премьеры оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера до лихих джазовых инструментально-танцевальных импровизаций на темы балетов Чайковского.

Имя и адрес фестиваль получил благодаря Святой Биргитте – подвижнице, «самой знаменитой шведке Средневековья», внесшей большой вклад в дело укрепления христианства в язычествующей Европе ХIV века. Но фестиваль «Биргитта» если и продолжает дело своей покровительницы, то не через внешний ритуал, но понимание духовности в самом широком смысле. Да и сама фактура ландшафта фестивальной цитадели и окрестностей представляет эстетический парадокс. Главная церковь без крыши с уцелевшими с XVI века 35-метровым фасадом и четырьмя стенами и весь архитектурный ансамбль монастыря являют грандиозные руины. У стен – небольшое кладбище с крестами XVII века, мимо которых неспешно прогуливается фестивальная публика. Через дорогу находится яхт-клуб, спорткомплекс, построенный еще к Олимпиаде-80, и комфортабельный спа-отель. Красноречивым знаком современности воспринимается и построенная в 2001 году бок о бок с руинами новая церковь ордена святой Биргитты. Стайки мило улыбающихся монашенок этого ордена можно было видеть на Дне монастыря Биргитты – с белым перекрестьем на головном покрытии и красными точками на нем в память о ранах Спасителя. На туристической карте руины монастыря давно стали привлекательным местом отдыха горожан и гостей Таллина. Такое стечение обстоятельств до срока снимает все вопросы по поводу духовности происходящего.

Репертуарная политика фестиваля за три года успела нащупать свою линию. Но, взяв за принцип развития идею открытости разным жанрам, фестиваль встал на путь поиска – как идейного, так и маркетингового. Зал-амфитеатр на более чем тысячу мест наполняют и зрители самых активных поколений 30–40-летних, и учащаяся молодежь, и старшее поколение эстонцев, русских, а также туристская братия.

В амбициозных планах фестиваля – увлечение публики из соседних Финляндии и России, не говоря уже о Европе. Понравиться всем – предложить что-то общедоступное или сделать общедоступным элитарное. Такой оказалась оратория Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре», потребовавшая огромных исполнительских сил. Точное, без излишеств воплощение эстонского молодого режиссера и актера Юллара Сааремяэ, художницы Кристи Леппик и автора видеопроекций Таави Варма стало и достойным приношением французскому композитору, и своего рода фестивальной догмой, образцом массового зрелища. Оркестр под управлением молодого дирижера с эффектными, изначально брендовыми именем и фамилией Ану Тали, стремительно набирающий европейскую известность, извлек из партитуры краски, которые явили мощную фреску из жизни Орлеанской девы. Едва ли не равную оркестру партию экспрессивно провела и исполнительница заглавной роли – Миртель Похла из таллинского «Театра № 099». Ее монологи и диалоги были насыщены драмой и музыкой одновременно. Ей же пришлось выдержать испытание настоящим огнем в финале, после которого откуда ни возьмись вылетел белоснежный голубь. Он же вдруг возник на финальном событии, во время вальса из «Лебединого озера» Чайковского вальяжно прогуливаясь по сцене.

Два вечера балета пользовались огромным спросом – «Болеро» Равеля, «Кармен-сюита» Бизе–Щедрина и Чайковский-гала в исполнении артистов Имперского русского балета Гедиминаса Таранды срывали самые громкие аплодисменты. Удовольствия добавилось, когда знакомые мелодии джазово преображались в аранжировках финна Анти Сарпила и Эстонского дрим биг-бэнда.

Восторги вызывал и оркестр в руках Эри Класа, художественного руководителя фестиваля, в «Болеро» и «Кармине Буране» Орфа. Своей вкрадчивой, слегка мефистофельской улыбкой он подкупал зал с первых минут общения. Благодаря Класу в стенах монастыря оказались два вечера московской «Новой оперы» – «Демон» Рубинштейна и «Приношение Марии Каллас». Самым же интригующим событием «Биргитты-2007» стала прошлогодняя премьера танго-опериты «Мария из Буэнос-Айреса» – самый полижанровый перформанс с людьми, куклами и сюрреалистическим текстом о жутковато-мистической судьбе одной из Марий ХХ века. На следующий фестиваль директор Таллинской филармонии Юри Лейтен уже вскользь анонсировал визит Шанхайской оперы и премьеру «Поворота винта» Бриттена.

Таллин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1316
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
845
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1588
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1548

Другие новости