Через несколько часов остров Лидо превратится в страну кино.
Фото Reuters
В этом году Венецианский кинофестиваль празднует свое 75-летие. Однако проводится он «всего лишь» в 64-й раз – как почтенная дама (а Венецианский фестиваль называют гранд-дамой международного фестивального движения), Мостра ужимает свой возраст, вычеркивая из послужного списка несколько пропущенных лет.
Сейчас уже мало кто помнит, что на самом первом фестивале в 1932 году советское кино стало триумфатором, как потом становилось не единожды. Николай Экк, режиссер «Путевки в жизнь», получил здесь награду за режиссуру. Тогда еще фильмам присуждало призы не жюри профессионалов, а публика, при том – в непривычных номинациях – например, «самый трогательный фильм». От СССР также представили тогда «Землю» Александра Довженко, ставшую классикой немого кино.
Наша победа словно определила на многие годы судьбу отечественного кино на этом крупнейшем международном фестивале. Советский Союз был одной из самых привечаемых здесь кинодержав, не уступавшей по весу и количеству картин ни Штатам, ни Франции, ну разве что порой Италии – хозяйке территории. На 30-м фестивале «Золотого льва» получил молодой Андрей Тарковский – за «Иваново детство». Порой в конкурсе оказывался даже не один советский фильм, как, скажем, в 1947 году, когда за главного «Льва» среди прочих боролись Лео Арнштам («Глинка») и Григорий Александров («Весна»). Александров тогда, кстати, получил приз за лучший сценарий. Обладателем «Серебряного льва» в 1954-м стал Александр Птушко («Садко»), а на следующий год советский режиссер Самсон Самсонов поделил «Серебряного льва» за «Попрыгунью» аж с самим Антониони. Побывали в конкурсе картины «Мир входящему» Александра Алова, «Вступление» Игоря Таланкина, «Гамлет» Григория Козинцева (ему и Пазолини достался специальный приз жюри). В 1965-м целая команда советских режиссеров оказалась обладателями «Львов» всех мастей и размеров – Марлен Хуциев, Петр Тодоровский, Александр Роу, Александр Згуриди. На следующий год лучшей актрисой Венеции признали Наталью Аринбасарову за роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель». С «Серебряным львом» за лучшую актерскую работу уезжал из Венеции Евгений Леонов, очаровавший жюри небольшой ролью в «Осеннем марафоне». В разные годы обладателями «львов» становились Сергей Соловьев и Вадим Абдрашитов, Валерий Огородников и Вадим Юсов, Сергей Юткевич и Василий Пичул, Валерий Милованский и Олег Борисов, Павел Чухрай и Андрей Кончаловский...
Странно, но в советские времена не было принято громко гордиться нашими успехами на ниве фестивального движения. Впрочем, это понятно – все-таки почти что вражеский лагерь. Нас куда больше умиляли призы в Карловых Варах или в какой-нибудь другой точке соцлагеря. Признание по-настоящему профессиональной кинематографической братии международного уровня у советских кинематографистов рождало радость со слезами на глазах – было приятно и почетно, но на государственном уровне не сильно приветствовалось, поэтому никаких профессиональных дивидендов на родине не приносило.
После затишья 90-х, когда российское кино успешно устремилось к бесконечно малым величинам и по количеству, и по качеству, юбилейный, 60-й фестиваль сделал России царский подарок: Андрей Звягинцев пережил оглушительный триумф, собрав за «Возвращение» сразу двух «Золотых львов». Венеция словно истосковалась по одному из самых своих любимых кинематографов и, как только представилась возможность, отметила его возвращение (говорящее название, символическое оказалось у звягинцевского фильма) со всеми возможными почестями. Хрупкий Звягинцев в больших очках стал флагманом победного марша России обратно в венецианские фавориты.
В прошлом году Венеция умилялась «Острову» Павла Лунгина, всхлипывала на «Эйфории» Ивана Вырыпаева и тщилась понять русский юмор «Свободного плавания» Бориса Хлебникова. Сегодня же Венеция первым делом увидит «Груз 200» Алексея Балабанова, заявленный в одной из параллельных программ. На днях у публики будет возможность отсидеть два с половиной часа нового фильма Никиты Михалкова «12» – как известно, ремейка классической ленты Сидни Льюмета «12 разгневанных мужчин». В венецианскую программу также попал режиссерский дебют Александра Миндадзе «Отрыв» – сюрреалистическая драма о человеке, пытающемся восстановить цепочку событий, приведших к гибели самолета.
Два «Золотых льва» уже знают своих хозяев. Это Бернардо Бертолуччи, которому вручат «юбилейного» зверя, и Тим Бертон, чей вклад в кинематограф также отметят золотой статуэткой с крыльями. За остальной зверинец намерены сражаться помимо Михалкова Кеннет Брана, Брайан Де Пальма, Юсеф Шахин, Питер Гринуэй, Пол Хаггис, Кен Лоуч, Эрик Ромер, Тодд Хейнз... Вне конкурса пойдут новые ленты живых классиков Вуди Аллена, Клода Шаброля, Мануэля де Оливейры.