Юрий Васильев, народный артист России и премьер Театра сатиры, поставил в Театре им. М.Ермоловой самую что ни на есть коммерческую комедию. Прошедшая тихо в конце прошлого сезона, эта премьера вполне может считаться первой в уже новом сезоне.
Как бы ни сетовали театральные аксакалы на засилье на русской сцене бездумных легковесных комедий, соперничающих в своей способности развлекать, не поучая, с мыльными телесериалами, а театральные менеджеры все-таки делают свой выбор.
Ну полюбила наша публика запутанные и до истерики смешные комедии Рэя Куни, и никакими рассуждениями о высокой духовной миссии русского театра этот выбор публики не изменишь. «№ 13», «Слишком женатый таксист», «Смешные деньги» – одни эти названия в афише, кажется, способны обеспечить аншлаг в любом театре, даже там, где он случается нечасто. Комедия «Мы не одни, дорогая!» Р.Куни и Дж.Чэпмена, поставленная актером Сатиры Юрием Васильевым на сцене Театра им. М.Ермоловой, – лишнее тому подтверждение.
Дебютировавший как режиссер в Театре сатиры довольно-таки изобретательным музыкальным спектаклем «Секретарши», в своем новом спектакле Юрий Васильев скорей опирается на уже испытанные приемы коммерческого театра. И – на проверенную драматургию (как и в предыдущих случаях, Куни на русский перевел специалист в области современного английского юмора на российской сцене – Михаил Мишин).
Наверное, не стоит пояснять, что поклонников серьезного театра этот спектакль вряд ли заинтересует. Но если вы любитель легких зрелищ, то история о том, как муж и жена запланировали провести свидание со своими любовниками в одном и том же месте в одно время и что из этого вышло, придется вам по вкусу. Под стать сюжету оформление спектакля. Художник Юнгвальд-Хилькевич наверняка получил массу удовольствия, придумывая умопомрачительные наряды и аксессуары для дам, – например, сумочку Линды в виде ярко-зеленой домашней тапочки или потрясающую воображение ослепительно-розовую форменную одежду для красотки мисс Уилкинсон, с которой так и не удалось провести вечер ловеласу Генри Лоджу.
Все же у пьес Куни, помимо того, что они невероятно смешны, что сюжет в них переворачивается и меняется, как узор детского калейдоскопа, то есть в каждое следующее мгновение, у этих пьес есть еще одно бесспорное достоинство. При всей своей развлекательности и легкости сюжета они – своеобразный тест для труппы на умение играть в ансамбле, на – как ни покажется странным – умение вести диалог, то есть мгновенно откликаться на реплику партнера, на умение держать ритм, на чувство меры и вкуса у актеров.
Что касается последнего, то тут режиссер и ермоловцы под его началом выглядят весьма достойно – несмотря на то что сюжет – самый что ни на есть адюльтерный и мысли о сексе, в том числе нетрадиционном, постоянно занимают, кажется, всех героев комедии, грань пошлого в спектакле не переступается ни разу.
Можно выделить интересные работы Сергея Покровского (Филипп Маркхэм), Татьяны Говоровой (мисс Браун). Вообще, актеры ермоловского театра, заметно стосковавшиеся по чистой, беспримесной комедии, играют здесь азартно, с удовольствием, хотя, видимо, еще не все комфортно чувствуют себя в легкомысленном комедийном жанре. То нагромождение смешных совпадений и анекдотических ситуаций, в которые попадают герои Куни, требует от актеров почти гротескового существования на сцене, требует, чтобы механизм спектакля был «заведен» до отказа, как пружинка детской заводной игрушки. Тогда он сработает, и весь этот каскад разворачивающейся комедии положений заставит публику, что называется, сползать с кресел от смеха. Увы, у ермоловцев механизм иногда дает сбой: взяв бодрый темп, актеры вдруг берут паузу, и тогда начинает казаться, что тебе рассказывают непомерно длинный анекдот. Какие-то забавные детали из профессиональной жизни героев, в общем малозначащие, но у Куни все равно смешные, здесь выглядят почти что ненужным фоном основного сюжета. Тем не менее веселая история с подглядываниями, подменами, переодеваниями, чередой уморительных совпадений и счастливым финалом – это неплохой выбор. В первую очередь – для театра, который в силу самого своего места расположения обречен, пусть изредка, выпускать коммерческую продукцию. А Куни, как ни крути, гарантирует уровень.