В этом году Брегенц проходил под знаком английской культуры. Здесь была целая британская программа в рамках программы альтернативного искусства, также две оперы Бриттена – «Смерть в Венеции» и «Поль Буньян» (последнее, честно говоря, «хоровая оперетта» для студенческих хоров, написанная, правда, в соавторстве с великим поэтом Оденом). Исполняли и симфоническую музыку Бриттена – на пару с его «современником и другом», как пишет реклама, Дмитрием Шостаковичем.
В Брегенце традиционно много русских музыкантов – на этот раз всех затмили дирижеры Марис Янсонс и Кирилл Петренко. Встречаешь русские имена и в программке главного проекта фестиваля, опере Пуччини «Тоска», играемой под открытом небом на огромной плавучей сцене. Так, Татьяна Серьян поет заглавную роль (там три певицы в очередь), среди исполнителей и Александр Кравец.
Для зрителей на берегу – семь тысяч мест амфитеатром. Оркестр во главе с Ульфом Ширмером играет в здании по соседству, его транслируют на огромных видеоэкранах, а звук идет через колонки. Те, что перед слушателями, – по 160 тысяч ватт, вокруг трибун – уже по 240 тысяч. Певцы тоже поют в микрофон. Страх перед электронным вторжением в музыку начинает подтаивать, едва узнаешь об акустической системе BOA, Bregenz Open Acoustics. Ее разработали специально для фестиваля немецкие специалисты под руководством того самого профессора, что придумал mp-3 плеер. Звук в итоге получается очень хороший, если не максимально хороший для оперы под открытым небом, но и стоит такая система достойно – 3 млн. долл. Вложения требуют отдачи. И потому дух коммерции уловимо витает над Боденским озером. Сразу же по окончании «Тоски» ласковый голос в репродукторе напоминает о близлежащем ресторане и приглашает до трех ночи посетить городское казино. А пресс-служба фестиваля относится к рецензентам как к рекламным агентам. Для аккредитации здесь в прямом смысле слова требует прислать предварительный план статьи – возражения, что подобное не просто противоречит здравому смыслу, но и нарушает права прессы на свободу мнений, в расчет не принимаются. Не хочешь быть откровенно рекламным агентом – покупай билет сам.
Главной декорацией «Тоски» стал огромный глаз, изображенный на полотне размером 50 на 25 м. Он живет своей жизнью, но порой активно участвует в действии – мигает, закатывается и все такое. Первые полчаса режиссер Филипп Химельман явно испытывает терпение зрителей вялостью происходящего. Зато художник Йоханнес Лайакер явно не пожалел фантазии для красочного действия. Есть здесь и огромный цветок ирис, распускающийся до диаметра 20 метров, и крест высотой 14 метров, весом 12 тонн, поднимающийся буквально со дна озера, – он украшает сцену со знаменитым хором Te Deum, и масса других технических подробностей, которыми организаторы очень гордятся. Зрелище и впрямь выходит запоминающимся. В главных партиях заняты молодые звезды, от Нади Михаэль (Флориа Тоска) до Брандона Йовановича (Каварадосси), по ходу дела группа коммандос постоянно стреляет из автоматов, да и публика ведет себя соответствующе, беспрерывно щелкая вспышками во время действия (австрийцев здесь лишь четверть, больше же половины – немцы). В общем, настоящий эмоционально-политический триллер про власть любовь и ревность, как и обещал перед началом фестиваля его интендант Дэвид Паунтни (сам он поставил в этом году оперу Бенедикта Масона Playing Away о футболе – в будущем году Австрия принимает чемпионат Европы, и такой спектакль выглядит своевременным). Не знаю, был бы сам Пуччини доволен триллер-интерпретацией своего творения, но выбора ему уже не остается. Жизнь требует своего. Почти 200 тысяч проданных в этом году фестивалем билетов вновь обеспечили Брегенцу будущее.