Шестой международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой проходит в Санкт-Петербурге. Членам жюри предстоит нелегкая работа – из более чем 160 участников первого тура отобрать достойных кандидатов во второй.
Популярность конкурса вокалистов, который Елена Образцова инициировала в конце 1990-х, растет на глазах. В этом году в Санкт-Петербург съехались музыканты из 15 стран. И это число может смело конкурировать даже с географией недавно завершившегося в Москве конкурса им. Чайковского, имеющего куда более солидную историю. Конечно, такое число конкурсантов объясняется привлекательным регламентом: к участию допускаются не только певцы со специальным образованием или артисты музыкальных театров, но и обладающие голосом и артистизмом молодые люди (от 18 до 30 лет), которые, возможно, постигали секреты мастерства у частных педагогов. К тому же предварительный отборочный тур отсутствует – на этом конкурсе все желающие и, конечно, готовые осилить грандиозную программу, охватывающую музыку нескольких веков, имеют право быть услышанными.
Еще одно ноу-хау конкурса Образцовой состоит в том, что жюри оценивает участника «с белого листа» – информация об образовании, месте работы и былых заслугах отсутствует. При этом в состав жюри входят не только именитые вокалисты, но и дирижеры, менеджеры и импресарио ведущих оперных театров мира, что, конечно, дает конкурсантам шанс в ближайшем будущем оказаться на оперных подмостках театров мира. В этом году уровень участников помимо самой Образцовой оценивают Филиппо Ансельми (США), Тереза Берганса (Испания), Тадайоши Гунджи (Япония), Петер Дворски (Словакия), Эмиль-Пауль Дейбер (Франция), Маквала Касрашвили (Россия), Криста Людвиг (Германия), Ева Мартон (Венгрия), Бруно Пратико (Италия), Сильвия Шаш (Венгрия).
Программа конкурса включает практически все стили вокального искусства. В первом туре участники демонстрировали владение искусством бельканто (ария из итальянской оперы XIX века) и владение барочным стилем (ария из оперы или кантаты, написанной в XVII–XVIII веках). Прошедшим во второй тур предстоят трудности камерной музыки, ария из французской или немецкой оперы и романс русского композитора; требования третьего тура относительно свободны (две арии из сочинений XIX–XX веков), но исполнить их необходимо с оркестром. На первые два тура, проходящих в Большом зале филармонии, открыт свободный вход для публики, на третий тур придется купить билет. Слушатели определяют лучшего певца или певицу специальным голосованием. Премии, присуждаемые жюри, выражаются в денежном эквиваленте. Так, 12 тыс. долл. получит обладатель Гран-при, две первые премии (мужской и женский голос) составляют 7 тыс. долл. каждому, две вторые – по 5 тыс., две третьи – по 3 тыс.
В рамках каждого конкурса Елены Образцовой проходят концерты с участием известных российских и западных музыкантов. В этом году в программе «Шедевры барокко» впервые в России выступят выдающаяся испанская певица Тереза Берганса, контртенор Робер Экспер, сопрано Сесиль Перин и оркестр барочной музыки «Страдивария» из Франции. В концерте к 135-летию со дня рождения Сергея Рахманинова примут участие Денис Мацуев и Елена Образцова. Имена новых звезд вокального искусства станут известны 30 августа, на церемонии закрытия конкурса.