Штаб-квартира новой награды расположена в Сиднее, премию курируют ЮНЕСКО и Международная ассоциация продюсеров. Награждать фильмы станут по девяти обычным номинациям: за режиссуру, операторское мастерство, актерскую игру, за лучший игровой фильм, лучший полнометражный документальный фильм, лучшую полнометражную анимацию, за фильмы для детей. Принципиальное отличие от уже существующих крупных премий, например от «Оскара» или европейского «Феликса», состоит в том, что Asia Pacific Screen Awards собирается учитывать приоритеты и интересы только одной кинематографической профессии – продюсеров. Исходя из специфики работы можно предположить, что «достижения в режиссуре» и «достижения в операторском искусстве» (названия номинаций) будут оцениваться с точки зрения успешности продюсерского проекта.
Пока не совсем ясно, какое отношение имеет к новой премии Россия. Отечественное кино делается не за Уралом и не на побережье Тихого океана, а в столице. Возможно, по поводу нашей страны у австралийцев были кое-какие сомнения, так как нас включили в список участников настолько поздно, что отборочной комиссии пришлось работать «в режиме цейтнота» и они не успели набрать картин для всех номинаций. Однако время вряд ли поможет восполнить пробелы – например, ситуацию в детском кино, которое производится по остаточному принципу, допускает выходящую за рамки приличия халтуру и ориентировано на идеологию сильнее, чем на элементарное качество. В конкурсе Выборгского фестиваля представлена такая картина. Это дебют сценаристки Аллы Криницыной «Родина или смерть» – история о школе для диверсантов, созданной фашистами на оккупированной территории на базе бывшего детдома для детей врагов народа. История с неясными мотивировками, жанровая неразбериха (фильм, похожий на пионерский вариант «Проверки на дорогах», начинается как шпионский боевик, заканчивается как приключенческая комедия), грубая игра – в том числе и Екатерины Редниковой, органичной в роли сдобных баб («Вор»), но нуждающейся в твердой режиссерской руке, если дело доходит до других амплуа. Редникова играет лейтенанта НКВД и забавно раздувает ноздри, изображая «нерв». «Это не дети, это – диверсанты», – девушка настаивает на уничтожении школы и почти дословно повторяет фразу из фильма «Сволочи». Однако в отличие от «Сволочей» «Родина или смерть» призвана реабилитировать репрессивные функции власти. В финале вылезает мораль: родину надо защищать, даже претерпев от нее обиду. В фильме много грима и поверхностной дидактики. Говоря об аудитории, режиссер подразумевает не только детей и кадетов, но и заключенных российских тюрем. С «детским кино» точно придется повременить.
Число производимых в России фильмов приближается к двум сотням. Однако при выборе номинантов предпочтения будут отдавать картинам, участвовавшим в «Кинотавре», российской программе Московского МКФ и фестиваля «Окно в Европу». «У Выборга в этом плане удобное положение, – говорит президент фестиваля Армен Медведев. – Он завершает киногод, все сливки собираются в Выборге».
На означенные киносмотры попадает около 70 картин. Что представляют собой еще 130, остается гадать. Но сливок достаточно, чтобы отбить охоту строить предположения. Фильмы «старых мастеров» – «Артистка» Станислава Говорухина, «Дом на Английской набережной» Михаила Богина – страдают одышкой и безнадежно устарели. Среднее и молодое поколение пребывает в межеумочном состоянии. Либо ориентируется на эстетику советского телевизионного кино (как «Искушение» Сергея Ашкенази или «Родина или смерть»), ошибочно полагая заинтересовать широкого зрителя, в то время как основу киноаудитории составляет молодежь, либо брезгливо, а потому неубедительно подделывается под свое представление о вкусе аудитории («Ночные сестры» Алексея Мурадова) либо варится в соку собственной самодостаточности, как «Русская игра» Павла Чухрая. Ни одну картину, показанную в конкурсе, до сих пор нельзя назвать событием – ни художественным произведением, ни просто фильмом, ни тем более продюсерским проектом. «Начиная фильм, я не думал о его прокатной судьбе, – говорит продюсер «Дома на Английской набережной». – Мы решили поддержать автора сценария, Марию Баталову, которая является инвалидом». У фильма «Разметка», спродюсированного детьми нового ректора ВГИКа Владимира Малышева, нет режиссера (за фамилией, указанной в титрах, кажется, скрываются сами братья Малышевы, другой вариант – это собирательный образ). У каждого проекта – своя история болезни и неясный пункт назначения. Продюсер – не пионер, он еще не готов.