Рука апостола.
Серебро, позолота. Около 1190 года.
Американские музеи богаты сокровищами европейского искусства. Одну из важнейших заокеанских коллекций показывают сейчас в Мюнхене. В Национальный музей Баварии привезли около 120 скульптур, картин, произведений декоративно-прикладного искусства, рукописных книг и миниатюр, показывающих, как развивалось искусство от Средневековья к Возрождению.
Самые ранние экспонаты датированы 300 годом – это группа мраморных скульптур, происходящих, вероятно, из Малой Азии и изображающих Иова. Кроме того, к IV–VII векам относятся египетские ткани, выполненные в ранневизантийской традиции.
Самые известные произведения относятся к так называемым сокровищам Вельфенов. Последние короли Ганновера собирали искусство на протяжении восьми столетий. В 1930 году, после всемирного экономического кризиса, семья вынуждена была выставить свои ценности на продажу. Мировое турне выставки, показанной тогда в Германии и в пяти городах США, вызвало невиданный интерес у публики. В одном лишь Кливленде за первые три недели работы выставку посетили сто тысяч человек.
Неудивительно, что музей, уже тогда предпочитавший при закупках обращать внимание не на цену предмета, но на его значимость, приобрел в итоге девять работ (больше находится лишь в берлинском музее декоративно-прикладного искусства, приобретшем в 1935 году оставшуюся после всех продаж часть коллекции). Среди оказавшегося в Кливленде – три из четырех предмета, положивших в 1040 году начало всему вельфеновскому собранию, известному реликвариями и образцами средневекового ювелирного искусства. В Мюнхене показывают жемчужины Вельфенов – реликварий в форме книги и переносной алтарь, заказанный в 1038 году графиней Гертрудой фон Брауншвейгской (в том году она основала монастырь в память покойного мужа).
А выполненный в Париже в 1320–1350 годах настольный фонтан – единственный, пожалуй, в мире, дошедший до наших дней из той эпохи в первозданном виде да еще и в рабочем состоянии (фрагменты схожих фонтанов хранятся в Амстердаме и Сантьяго-де-Компостела). В итоге он был обнаружен в одном из дворцовых садов Стамбула. Французская часть выставки богата также искусством бургундского двора, задававшего в XV веке при Валуа моду в Западной Европе. Здесь работали многие голландские мастера, а собрания Валуа постоянно расширялись благодаря правильной свадебной политике, позволившей им обрести, в частности, сокровища графов Фландрии.
Но наибольший интерес представляет, разумеется, немецкий раздел. Здесь и редкая алебастровая скульптура Тильмана Рименшнайдера, и вестфальский алтарь 1440-х годов, и созданная в начале XIV века в районе Боденского озера скульптурная группа, изображающая Христа и Иоанна, – одна из наиболее ранних и важных в иконографии этого сюжета.
Зимой выставку покажут в Лос-Анджелесе. Путешествие кливлендских сокровищ по свету стало возможным благодаря тому, что самое здание музея подвергнуто сейчас глобальной реконструкции. К прежней пристройке, осуществленной в начале 1970-х, добавляется еще одна.
Многие наши музеи наверняка хотели бы использовать подобный повод, чтобы предъявить свои собрания urbi et orbi. Но судя по положению дел в российской музейной жизни, ждать им такого повода придется еще долго.
Мюнхен