0
1967
Газета Культура Интернет-версия

03.08.2007 00:00:00

Путешествие из тишины в секс и обратно

Тэги: вена, музей, эссль


вена, музей, эссль Джулиан Опай. «Женщина, снимающая платье. № 9» (2003 г.)
Фото из каталога выставки

В Вене немало музеев современного искусства, но есть среди них особенный. Музей Эссля – явление уникальное даже в современном мире, где частные коллекционеры давно уже на равных конкурируют с государственными собраниями.

Коллекция Эссля не только велика по размерам, но и находится в здании, о котором мечтают многие музейщики. Этот дом Карлхайнц Эссль подарил себе сам. Строительный магнат, он выстроил для своего уникального собрания современного искусства огромное здание в венском пригороде Клостернойбург. Сейчас здесь показывают выставку Passion for art, приуроченную к 35-летию коллекции.

Англоязычное название – не дань моде, но отражение реальности. В собрании есть практически все важнейшие авторы послевоенного мира, от Френсиса Бэкона, Тони Крэга и Билла Виолы до Пьера Сулажа и Мари-Жо Лафонтен, не говоря уже про Синди Шерман и Микеланджело Пистолетто.

Но особое место принадлежит, конечно же, немецкому и австрийскому художественному миру – ведь для коллекционера так важно быть лично знакомым с художником. Классик феминизма Вали Экспорт (весной ее ретроспектива украсила Московскую биеннале) и просто классик, старейшина цеха Мария Лассниг; Герберт Брандль, представляющий в этом году Австрию на Венецианской биеннале, и Герберт Нитш, от чьих кровавых перформансов устала, кажется, не только критика, но и радикально настроенная часть публики. Немецкий же раздел и вовсе напоминает энциклопедию послевоенного искусства: Люперц, Базелиц, Киппенберг и Рихтер в обрамлении коллег составят честь иному национальному музею.

Особый интерес у посетителей вызывает «Галерея секса», вход куда заказан несовершеннолетним и особо чувствительным персонам, а часть зала отделена занавеской. Как выясняется, не зря: иные скульптуры и объекты, вроде «Пропагандиста» немца Йонатана Меезе или Vagina dentata итальянца Даниеля Споерри, способны и впрямь нанести моральный ущерб неподготовленному зрителю.

В каком-то смысле этот раздел выглядит квинтэссенцией всей выставки. И впрямь, тело и производные его применения определяют собою сегодня и образ времени, и формы экзистенции, и структуру самых разных пространств, как звуковых, так и визуальных. Порой тела слипаются в настоящую кашу – как в работе братьев Чепмен «Бог с нами!». Выглядящая издалека как детская игра в солдатики, при ближайшем рассмотрении она оказывается макабрической фантазией на тему войны, насилия и смерти.

Судя по эссе самого Эссля, опубликованному в трехтомном каталоге к выставке, коллекционер не просто вкладывает деньги в современное искусство, но и хорошо в нем разбирается. И потому название экспозиции не служит ни саморекламой, ни реверансом по отношению к самому себе. Это просто констатация факта. Ведь без страсти нет ни будущего, ни настоящего, ни прекрасного – той эфемерной единицы человеческого существования, которая хотя бы какое-то время позволяет дышать тем, чем хочешь.

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1542
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3455
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2530
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2045

Другие новости