Пойдем, левушка, в этом году голубым будешь.
Фото Reuters
Венецианский кинофестиваль решил не отставать от других и объявил об учреждении еще одного «Золотого льва». С этого года новая награда старейшего в мире кинофестиваля будет вручаться лучшему фильму о проблемах сексуальных меньшинств.
Впервые вопрос о «голубом» «Золотом льве» встал в 2003 году, накануне юбилейного, 60-го фестиваля. Тогда директор фестиваля Мориц де Хадельн и его единомышленники эту идею решительно отвергли. Аргументы, что в Берлине подобная награда («Тедди») вручается вот уже 20 лет и привлекает огромное количество заинтересованных в проблеме зрителей и участников, руководство Мостры поколебать не смогли.
Однако в этом году меньше чем за месяц до открытия кинофорума де Хадельн сменил гнев на милость, и сексменьшинства наконец получат прибежище для своего искусства на острове Лидо. Срочно готовится новая статуэтка льва, которая будет черного цвета, а на крыле примостится гей-символика.
Не сказать, чтобы такое решение порадовало поклонников Венецианского фестиваля. Ведь Мостра, как еще называют этот фестиваль, многие годы не менял своего фирменного стиля, строго следуя единственному приоритету в выборе лучших – качеству. Политические баталии не докатывались до острова Лидо, а свежие веяния моды на кинопредпочтения оставались вне сферы венецианских интересов. С политкорректностью здесь обращались сурово, пуская ее лишь в сопровождении взрослых, чтобы не позволяла себе лишнего. Фильмы с гей-тематикой шли в общем строю, без скидок на «особость». Венеция оставалась отдушиной для истинных синефилов, для которых фестиваль – это возможность посмотреть в куче хорошее кино, и только. Светская жизнь на Лидо, по крайней мере по сравнению с Каннами и даже Берлином, весьма скромна и даже, можно сказать, аскетична. Это тоже фирменный знак Венеции, слегка снобистский жест, указывающий опять-таки на главный повод большого сбора: кино. Все остальное – факультативно.
Поэтому сейчас многие возмущаются, обвиняя Венецию в отходе от главных принципов. Действительно, в решении руководства фестиваля учредить «голубой» приз есть что-то артефактное, как если бы в стенах консерватории загремел рэп. Хотя – вряд ли стоит и от этого зарекаться. Но де Хадельна и его команду понять можно. У Венеции уже который год пытаются выдрать из рук знамя первенства и торжественно перенести его в Рим, где вновь учрежденный кинофестиваль во всю глотку заявляет о себе как о крупнейшем международном кинофестивале на итальянской земле и третьем по престижности в мире – после Канн и Берлина. Министр культуры Италии Франческо Рутелли, бывший мэр Рима, сумел создать серьезный противовес Венецианскому фестивалю, направив потоки государственных денег на Римский. Чтобы удержаться на плаву, Мостра пытается хоть как-то, хоть внешне осовременить свой облик. По доброй воле и без веских причин руководство фестиваля никогда не пошло бы на подобные игры.
В этом году Венецианскому фестивалю официально исполняется 75 лет. Первый фестиваль, учрежденный Бенито Муссолини, прошел здесь в 1932 году. Потом – война, перерыв. Нынешний фестиваль по счету 64-й. В преклонном возрасте Мостра вдруг начала усиленно молодиться. Если ей кажется, что так она подольше проживет, – что поделаешь...