Йозеф Куттер. Голова клоуна. Ок. 1937.
Фото из каталога выставки
Йозеф Куттер (1894 –1941) считается самым известным люксембургским художником. Большая выставка в Национальном музее истории и искусства в столице герцогства показывает, почему это неофициальное звание Куттер носит по праву.
В середине XIX века большинство фотографов оказывалось детьми художников либо профессиональными живописцами, занявшимися оптикой. Йозеф Куттер же вышел из семьи фотографа. С детства начав заниматься живописью, он отучился на родине, а затем в Страсбурге и Мюнхене. В Баварии он принимает участие в выставках Сецессиона и именно там знакомится с творчеством Сезанна, оказавшим решающее воздействие на его становление как художника.
По возвращении на родину выяснилось, что сами люксембуржцы чувствуют себя слишком замшелыми и недалекими, чтобы воспринимать современные веяния: долгое время Куттер выглядел совершеннейшим изгоем на местных выставках и в глазах местных критиков. Как-то он даже решил больше не выставляться на родине. Скорее в соседней Бельгии его работы, проникнутые экспрессионизмом, находили понимание; именно бельгийская школа экспрессионизма – Пермеке, Де Смет, Титга – оказала важнейшее воздействие на его стиль. И лишь Сецессион, который Куттер основал у себя на родине, да участие в парижских выставках, высоко оцененное французской прессой, принесли ему в итоге хоть какое-то уважение дома.
Чтобы окончательно не проникнуться атмосферой родины, Куттер много путешествует – от Лазурного берега до Голландии. Пейзажи наряду с натюрмортами занимают важнейшее место в его наследии. Здесь мало солнца, больше черного и мрачного. Повседневное и банальное на грани безысходности – и при этом драматизме Куттер остается удивительно человечным и проницательным, что особенно видно в цикле его клоунских портретов. Здесь чувствуются переклички с Жоржем Руо, но еще большее влияние на Куттера оказал Морис де Вламинк. Пейзажи Вламинка, равно как и картины Руо и многих других европейских авторов межвоенного времени – всего 60 полотен, также показывают в Люксембурге. Этот контекст позволяет оценить место Куттера в европейском модерне. На общей фотографии его поместили бы не в первый ряд, но черты его лица оставались бы хорошо различимы.
Признание, которое все же настигло Куттера в 30-е на родине, оказалось для него гибельным. Работая в 1936–1937 годах над оформлением люксембургского павильона для Всемирной выставки в Париже, Куттер заболевает какой-то загадочной болезнью. Ни диагноз, ни методы лечения так и не были определены. Он работает до последнего, но смерть настигает его 2 января 1941 года. День, видимо, выдался сумрачный, и грязный снег, если он выпал, наверняка напоминал о его пейзажах.