Трудно представить, что в этой красоте прячется автомат Калашникова. Тем не менее это так. И не только он.
Фото автора
Каждый год в Европейском союзе становится на одну столицу больше. Иногда даже на две. Все зависит от того, сколько выберут культурных столиц. В этом году выбрали Люксембург.
Точно подсчитать количество новых столиц в 2007-м довольно сложно. Культурным центром назван не только Люксембург, но и весь прилегающий к нему регион, территория еще трех государств: Германии, Франции и Бельгии. А это значит, к главному банковскому городу Европы добавляются и немецкий Трир, и столица Лотарингии Мец, и масса бельгийских городков.
Событий здесь множество, растянуты они на весь год, и понять, когда и на сколько приезжать в Люксембург, невозможно. Спектакли, выставки, оперы, концерты┘ Каталог с календарем весит с килограмм, но пройтись по нему можно лишь взглядом. Поучаствовать даже в половине программы не удастся никому. Да и надо ли?
Поскольку 12 лет назад Люксембург уже избирался культурной столицей (с этого, собственно, и начался весь феномен «культурных городов»), у герцогства появилась возможность проявить себя нестандартно. Первый слой культурной жизни уже вспахали, настала пора заняться социально полезным. Потому одна из главных выставок в Люксембурге посвящена цыганам. Музей истории города рассказывает об истории цыган, их повседневной жизни и о том давлении, которому они подвергаются до наших дней. Другая экспозиция посвящена миграции. На примере жителей самого Люксембурга показано и рассказано, как происходит приток новой крови сегодня. В боксах, обозначенных огромными ткаными полотнами, помещены стенды с рассказами людей, приехавших в Люксембург из Португалии, Греции, Восточной Европы и даже Африки. К каждому такому рассказу прилагается еще и по одной знаковой вещи, принадлежащей эмигранту. А среди приезжавших в Люксембург надолго был, например, и Виктор Гюго, бежавший сюда из революционного Парижа.
Выставка о миграции проходит в необычном месте – в огромном цехе бывшего завода в Дюделанже (четверть часа езды от столицы). Новые экспозиционные пространства – один из трендов современной музейной жизни в мире. Многое в Люксембурге связано сейчас с промышленными зданиями. Так, вблизи вокзала в самой столице в двух ротондах, где раньше были локомотивные депо и мастерские, показывают художественные выставки. Одну из них подготовила известная француженка Софи Каль – это рассказы людей со всего света о важнейших событиях их жизни (есть здесь и множество фотографий, выполненных в наших сибирских поездах). Причем дизайном экспозиции занимался сам Фрэнк О’Гэри, автор музея Гуггенхайма в Бильбао.
А вот в местечке Эш-Бельваль показывают выставку All we need – о том, во что превращается современный мир с его обилием проблем в экологии, перенаселением, безопасностью и вечным поиском счастья. Скульптуры, объекты и экспонаты – среди них и 25-метровая картонная ракета в песке, и горы риса, символизирующие народонаселение, и звуковые инсталляции, связанные с гинекологией и акушерством, – расположены в завораживающих своими масштабами помещениях бывшего химического завода. Его размеры – 160 на 70 метров и 28 метров в высоту – сравнимы с лондонской Тейт Модерн, оккупировавшей бывшую электростанцию. Только в Люксембурге оборудование демонтировано не до конца. Щитки управления и надписи, предупреждающие об опасности, смотрятся в контексте выставки как родные.
В этой социализации искусства, казалось бы, нет ничего удивительного. В современной России тоже немало художников, занимающихся актуальным искусством не только с точки зрения формы, но и содержания. Но очень редко социальный взгляд на мир поддерживается на государственном уровне и достигает масштабов, сравнимых с государственной политикой. Когда множество институтов власти направлены не только на обогащение казны, но и на внимание к «маленькому человеку», это выглядит как реализуемая утопия. Здесь далеко еще, конечно, до социальной справедливости, но очень близко к тому нормальному течению дел, когда государство не просто пытается анализировать само себя, но и другим помогает контролировать процессы, происходящие не только на его поверхности, но и в недрах.
Люксембург–Москва