На выставке представлены старые памятники, облаченные
в актуальную «одежду».
Фото с официального сайта выставки
Огромные шары, разбросанные на лужайке перед озером, спальный прицеп, каждую неделю меняющий место стоянки в городе, куклы под сломанными зонтами у стен старинного собора, изображающие библейские сцены страстей┘ Неисповедимы пути скульптуры сегодня, обильны ее лики, таинственны либо забавны порой ее смыслы.
Работы для выставки заказываются известным и не очень скульпторам со всего мира. Имена Дональда Джадда, Пера Киркеби и Ильи Кабакова соседствуют с именами Валери Жув, Мартина Бойса и Наири Баграмян, авторов, еще не отягощенных мировой известностью.
В течение ста дней их работы выставляют на площадях и улицах города, а затем возвращают авторам. Некоторые, впрочем, выкупают местные власти и оставляют в Мюнстере уже навсегда.
Первая выставка прошла здесь в 1977 году. Поводом для нее стал скандал, разгоревшийся в городе после того, как власти установили в 1973-м «Три вращающихся квадрата» Джорджа Риккея. Хотя Мюнстер традиционно считается студенческим городом (но одновременно и очень религиозным), возмущение некоторых бюргеров было столь велико, что решили устроить нечто весомое на тему современной скульптуры, чтобы диалог с горожанами оказался творческим и воспитательным одновременно.
В результате возникла выставка скульптуры – явление со всех точек зрения удивительное. И если в первый раз установили лишь восемь работ, посмотреть на которые приехали 95 тыс. зрителей, то на последнем Sculpture Project побывали уже полмиллиона зрителей. Вот и в этот раз на 34 творения 36 авторов посмотрят, по некоторым подсчетам, около 600 тыс. человек. Неподалеку, в Касселе, проходит «Документа», традиционно собирающая толпы любителей современного искусства, и для многих из них заехать в Мюнстер ничего не стоит – как москвичам в Архангельское.
Тем более что вестфальский город на редкость уютен, с множеством парков, бульвар-променадов и набережных вдоль прудов и небольших речек. Почти все ездят на велосипедах – здесь они куда важнее автомобилей. Специально для гостей скульптурного проекта организовали прокат велосипедов: на полдня или даже целый день можно за смешные деньги обзавестись двухколесным конем.
Но хватит ли дня – вопрос не из легких. Интерес вызывают и упомянутые уже куклы Изы Генцкен, в этом году представляющей, кстати, Германию на Венецианской биеннале. Тью Гринфорт установил на берегу озера Аа огромную поливальную машину, беспрерывно извергающую в озеро тонны воды. Озеро искусственное, качество его воды пытаются улучшать химией, и скульптор пытается таким образом спасти природу. А вот Андреас Зикман собрал 13 пластиковых фигур из числа тех, что украшают сотни городов Германии, и сплющил их в один огромный бесформенный ком. Ком стоит во дворе старинного дворца, и разница между красотой здания и предметом, иллюстрирующим нынешний массовый вкус, очевидна даже мещанину.
Но особенно интересны проекты, которые могли бы состояться, но так и не случились. Литовец Деймантас Наркевичюс решил привезти из Хемница (раньше город назывался Карл-Маркс-Штадт) в Мюнстер огромную голову Карла Маркса. Наш Лев Кербель соорудил в 1967-м гиганта – семь на семь на девять метров, 40 тонн весом┘ Литовец разработал множество вариантов по перевозке скульптуры и ее возвращению в Хемниц, но власти последнего так и не разрешили демонтаж. Скульптуру замещает рассказ о самой идее, документальные кадры 60-х и сопутствующие им размышления о том, что же такое скульптура сегодня, каковы ее связи с городской средой, ее место в идеологической картине мира. Образ и символ, игра с объемом и означающим – здесь есть где развернуться критической мысли, где разгуляться воображению.
Единственный недостаток проекта Наркевичюса – ему наверняка не обрести приза бездомных, традиционно вручаемого в Мюнстере скульптуре, наиболее соответствующей интересам этих самих бездомных. В смысле – чтобы они могли легко ее обжить, спрятаться под ней (или в ней) в случае дождя и холода.
Но и без такого приза не приехавший в Мюнстер Маркс остается колоссом, воспроизвести который уже нельзя, но и забыть еще невозможно.
Мюнстер–Москва