0
1007
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2007 00:00:00

Карла Маркса не пустили в Мюнстер

Тэги: скульптура, германия, выставка


скульптура, германия, выставка На выставке представлены старые памятники, облаченные в актуальную «одежду».
Фото с официального сайта выставки

Огромные шары, разбросанные на лужайке перед озером, спальный прицеп, каждую неделю меняющий место стоянки в городе, куклы под сломанными зонтами у стен старинного собора, изображающие библейские сцены страстей┘ Неисповедимы пути скульптуры сегодня, обильны ее лики, таинственны либо забавны порой ее смыслы.

Работы для выставки заказываются известным и не очень скульпторам со всего мира. Имена Дональда Джадда, Пера Киркеби и Ильи Кабакова соседствуют с именами Валери Жув, Мартина Бойса и Наири Баграмян, авторов, еще не отягощенных мировой известностью.

В течение ста дней их работы выставляют на площадях и улицах города, а затем возвращают авторам. Некоторые, впрочем, выкупают местные власти и оставляют в Мюнстере уже навсегда.

Первая выставка прошла здесь в 1977 году. Поводом для нее стал скандал, разгоревшийся в городе после того, как власти установили в 1973-м «Три вращающихся квадрата» Джорджа Риккея. Хотя Мюнстер традиционно считается студенческим городом (но одновременно и очень религиозным), возмущение некоторых бюргеров было столь велико, что решили устроить нечто весомое на тему современной скульптуры, чтобы диалог с горожанами оказался творческим и воспитательным одновременно.

В результате возникла выставка скульптуры – явление со всех точек зрения удивительное. И если в первый раз установили лишь восемь работ, посмотреть на которые приехали 95 тыс. зрителей, то на последнем Sculpture Project побывали уже полмиллиона зрителей. Вот и в этот раз на 34 творения 36 авторов посмотрят, по некоторым подсчетам, около 600 тыс. человек. Неподалеку, в Касселе, проходит «Документа», традиционно собирающая толпы любителей современного искусства, и для многих из них заехать в Мюнстер ничего не стоит – как москвичам в Архангельское.

Тем более что вестфальский город на редкость уютен, с множеством парков, бульвар-променадов и набережных вдоль прудов и небольших речек. Почти все ездят на велосипедах – здесь они куда важнее автомобилей. Специально для гостей скульптурного проекта организовали прокат велосипедов: на полдня или даже целый день можно за смешные деньги обзавестись двухколесным конем.

Но хватит ли дня – вопрос не из легких. Интерес вызывают и упомянутые уже куклы Изы Генцкен, в этом году представляющей, кстати, Германию на Венецианской биеннале. Тью Гринфорт установил на берегу озера Аа огромную поливальную машину, беспрерывно извергающую в озеро тонны воды. Озеро искусственное, качество его воды пытаются улучшать химией, и скульптор пытается таким образом спасти природу. А вот Андреас Зикман собрал 13 пластиковых фигур из числа тех, что украшают сотни городов Германии, и сплющил их в один огромный бесформенный ком. Ком стоит во дворе старинного дворца, и разница между красотой здания и предметом, иллюстрирующим нынешний массовый вкус, очевидна даже мещанину.

Но особенно интересны проекты, которые могли бы состояться, но так и не случились. Литовец Деймантас Наркевичюс решил привезти из Хемница (раньше город назывался Карл-Маркс-Штадт) в Мюнстер огромную голову Карла Маркса. Наш Лев Кербель соорудил в 1967-м гиганта – семь на семь на девять метров, 40 тонн весом┘ Литовец разработал множество вариантов по перевозке скульптуры и ее возвращению в Хемниц, но власти последнего так и не разрешили демонтаж. Скульптуру замещает рассказ о самой идее, документальные кадры 60-х и сопутствующие им размышления о том, что же такое скульптура сегодня, каковы ее связи с городской средой, ее место в идеологической картине мира. Образ и символ, игра с объемом и означающим – здесь есть где развернуться критической мысли, где разгуляться воображению.

Единственный недостаток проекта Наркевичюса – ему наверняка не обрести приза бездомных, традиционно вручаемого в Мюнстере скульптуре, наиболее соответствующей интересам этих самих бездомных. В смысле – чтобы они могли легко ее обжить, спрятаться под ней (или в ней) в случае дождя и холода.

Но и без такого приза не приехавший в Мюнстер Маркс остается колоссом, воспроизвести который уже нельзя, но и забыть еще невозможно.

Мюнстер–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1542
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3456
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2530
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2045

Другие новости