Специальными гостями стали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаил Швыдкой и советник президента Юрий Лаптев, а также куратор Фонда культуры Берлина и директор оркестра Tonhalle в Цюрихе Эльмар Вайнгартен, директор Концертного зала Люксембурга Матиас Наске, Президент Шанхайского центра восточных искусств Хонмин Лиин и Ся Гуань – директор Китайского национального симфонического оркестра.
Основная цель форума – попытка организации прямого диалога между представителями правительства России и руководителями концертных организаций, которые в этом, конечно же, нуждаются, особенно если учесть региональных представителей. Так, за круглым столом, организованным в первый день работы форума, обсуждался Закон под номером 174 «Об автономных учреждениях», то есть о переходе государственных концертных учреждений в статус коммерческих организаций. У участников была возможность задать вопросы представителям Министерства экономразвития, которые этот закон разработали. Создавалось впечатление, что, во-первых, не все участники знакомы с обсуждаемым законом и ясно представляют себе его суть, а во-вторых, никто, в общем, добровольно переходить на автономное существование не собирается. В процессе все-таки возникшего диалога было подчеркнуто, что у этого закона существует несколько степеней защиты, а потому принудить филармонии, коллективы или другие организации, существующие сегодня преимущественно за счет государства, переходить на самостоятельное управление невозможно. По большому счету принять условия 174-го закона готова сегодня только Московская филармония. По словам ее художественного руководителя Александра Чайковского, филармония сможет выжить в рыночных условиях, поскольку государственные деньги уже сегодня не составляют большую часть бюджета, как, например, в Санкт-Петербургской консерватории, где Чайковский занимает ректорский пост. Конечно, условия Московской филармонии не сравнить с условиями концертных учреждений в других городах – только в монстрообразной Москве можно найти спонсора, пригласить звезду и собрать кассу, причем без спекуляции руководства билетами, без завышения цены на них. Думается, что о вполне разумной (сравнительно, конечно, но кто же виноват, что отдельные организации считают нормальным продавать билеты по две-три тысячи долларов) стоимости билета, скажем, в 10 тыс. руб., сегодня не может и мечтать ни одна из региональных филармоний.
Другой вопрос, затронутый на форуме, касался ситуации с катастрофической нехваткой менеджмента и концертных агентств в России. Особенно актуально это звучало в связи с только что закончившимся конкурсом им. Чайковского. Где окажутся его лауреаты завтра? В западных агентствах, имеющих все инструменты для того, чтобы устроить музыканту гастроли, концерты и обеспечить ему возможность зарабатывать. По некоторым данным, в недрах Московской филармонии создается агентство определенного типа, но есть ли у него возможность заключать с артистами долгосрочные контракты (и есть ли артист, готовый сегодня подписать контракт с этим агентством), а не просто покупать музыканта на вечер, – вопрос открытый.