Ретроспективная выставка Михаила Розанова «Фотографии» в Центре искусств – редкое событие для еще молодого фотографа и хороший повод для зрителя познакомиться с его творчеством. Тем более что за всю свою творческую карьеру Розанов достиг удивительного мастерства в съемке архитектуры, раскрывая ее поэзию и монументальность. Продолжая тему молодости в бывшей типографии «Оригинал», ставшей негласным форпостом альтернативного и молодежного искусства, начинающие художники пытаются заявить о себе.
Архитектура призвана упорядочивать хаос окружающего мира и придавать ему хоть какую-нибудь форму. Дворцы упираются в небо, колонны подпирают дворцы, но на фотографиях Розанова архитектурный «пафос» классицизма разваливается на отдельные фрагменты, совершенные именно в своей отделимости. Из всех существующих направлений его творчество наиболее близко к «Новой Академии» Тимура Новикова, петербургского художника и основоположника нового академизма в конце прошлого столетия. Все примкнувших к новым академикам отличает одержимость классическими формами с вкраплениями иронической отстраненности. Ирония на фотографиях Розанова разве что в неузнаваемости архитектурных объектов. Это классические образцы, которые встречаются почти в любом европейском городе, в большом количестве в Италии, у нас в Москве и Петербурге. Черно-белая гамма, выбранная для выставки, еще более подчеркивает некую универсальность классицизма, его узнаваемость и даже некоторую однозначность. Благодаря этому все работы Розанова выглядят как единое высказывание на тему светотени. Минималистичная структура, геометрия его снимков проявляется за счет идеального сочетания света и тени. Быть бы ему выпускником художественной академии в эпоху Возрождения, был бы фурор. Сегодня он скорее романтик, даже неоромантик, испорченный итальянским кинематографом, стремящийся к достижению идеала, но не в целом, а в отдельно взятой части. К тому же вся серия, представленная на выставке, собрана из других серий, так отдельные части, помноженные на другие, создают черно-белый калейдоскоп архитектонов, где форма полностью подавляет содержание.
У начинающих художников из Хохловского переулка скорее наоборот – содержание превалирует над еще не отточенной формой. В заброшенных помещениях бывшей типографии общими усилиями художников и кураторов создана временная галерея, основная цель которой – представить новую генерацию. В последних проектах молодые – Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Елена Хайрулина и Василий Купрейчик «разбирались» с городом Москвой, приковывающим внимание своей безграничной энергией. Гуткина создала объект «тайных» мест силы. Сквозь импровизированную карту города свисают на черных матерчатых канатах головы. Пробитая ими карта становится символом неба над головой, затянутым тучами недосказанности и сомнений. Елена Хайрулина и Василий Купрейчик развернули карту по другому принципу, без мистицизма «городских легенд», а просто останавливая прохожих на улицах, фотографируя согласившихся стать участниками проектам и составляя таким образом коллективный портрет горожанина. Документация представлена в папке, разделена по районам, в некоторых районах очевидно преобладание женщин или «сомнительных» на вид подростков. И, наконец, Купрейчик взял да и выставил доски из-под ящиков, в которых переносят овощи и фрукты на рынке, здесь они были испачканы чем-то красным, может, клубникой, а может, и красной краской. Приятно осознавать, что и молодых художников волнует городское пространство и они пытаются себя в нем обозначить. Немало для начала.