Маюко Камио оказалась самой талантливой скрипачкой. Хотя все болели за другого номинанта.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
XIII Международный конкурс им. Чайковского завершился. Как всегда, торжествует умение играть по-конкурсному – то есть предельно стабильно и чисто, а ученики членов жюри оказываются, по мнению последних, не просто лучше всех подготовленными, но еще и самыми талантливыми (можно подумать, существует специальная шкала по измерению дарования, особенно если речь идет о самых лучших исполнителях). Как сказал Захар Брон – член жюри и педагог Маюко Камио, получившей золотую медаль конкурса, основному сопернику его ученицы Никите Борисоглебскому не хватило яркости дарования по сравнению с Маюко, в результате аспирант Московской консерватории, за которого болела вся Москва, – второй.
Но впервые интриги и скандалы конкурса стали очевидны в ходе финала виолончелистов. Сергей Антонов был крайне возмущен тем, что Большой симфонический оркестр не справляется с Симфонией-концертом Прокофьева, заявленным у него в финале. Причины на то были – за пультом оркестра стоял (если быть точнее – сидел) человек (Эдуард Серов), не так давно перенесший тяжелую болезнь, по неподтвержденным данным, инсульт. Трудно себе представить, что музыканты уровня БСО не способны справиться с партитурой Прокофьева, но «Вторсимфанса» (по аналогии с Первым симфоническим ансамблем, игравшим без дирижера, – неудачным экспериментом советских времен) не вышло – играть с сидящим спиной к оркестру солистом, когда дирижер не способен четко руководить музыкантами, невозможно. В результате оргкомитет позволил Антонову заменить концерт (он исполнил сочинение Дворжака). Пустить это дело на самотек финалист не хотел (и его, конечно, как претендента на первую премию можно понять), была развернута целая кампания против оркестра, хотя, по существу, единственный виновник этой ситуации – организационный комитет, не проконтролировавший состояние здоровья дирижера, от которого в буквальном смысле слова зависели судьбы шести финалистов. Понятное дело, что Сергей Антонов стал лауреатом первой премии (хотя в нем как в ученике председателя жюри Натальи Шаховской никто и не сомневался).
В свете других скандалов и организационных проколов конкурса иногда удивляешься, как мероприятие это, наспех скроенное (всего пять лет), вообще дошло до финишной прямой. Кстати, прокол вышел и по отношению к спонсорам, которым было обещано присутствие самых высоких государственных лиц на торжественном закрытии конкурса. Специально прибывшие в Москву руководители японской компании остались, мягко говоря, раздосадованными – ни Путина, ни министров (за исключением Александра Соколова, который вряд ли может быть полезен японцам) в зале не было.
Говорить о премиях всегда немного грустно, потому что те, за кого болеешь, всегда вторые. Так было со скрипачом Никитой Борисоглебским (ему достался приз зрительских симпатий), которого обошла ученица Брона Маюко Камио из Японии, так же и с виолончелистом Александром Бузловым (вторая премия) – учеником Натальи Гутман и великолепным музыкантом, который шел, как говорится, «ноздря в ноздрю» с Антоновым, и его финальное выступление запомнилось гораздо сильнее. Третьи премии у скрипачей и виолончелистов получили Юкки Мануэла Янке из Германии и Иштван Вардаи из Венгрии.
Разумным выглядит решение жюри по специальности фортепиано, здесь было решено не присуждать первую премию – ни одному из финалистов не хватило или мастерства, или личностных музыкантских качеств, чтобы подняться на верхнюю ступеньку, а те, кто мог бы за нее побороться, остались, к сожалению, даже не во втором – в первом туре. Лауреатами второй и третьей премий стали студенты Санкт-Петербургской консерватории Мирослав Култышев и Александр Лубянцев. Любимец публики Андрей Коробейников, не прошедший в третий тур, был, впрочем, обласкан как со стороны жюри (диплом), так и со стороны Московской консерватории – ректор Тигран Алиханов наградил премией в 3 тыс. долл. своего лучшего ученика на XIII конкурсе.
Лучшие среди певиц – россиянки Альбина Шагимуратова и Олеся Петрова, а также Марика Гулордава из Грузии; лауреатом первой премии у мужчин стал Александр Цымбалюк с Украины, его соотечественник Максим Пастер удостоился третьей премии, вторую получил Дмитрий Белосельский (Россия).
Галина Вишневская вручила лауреатам гранты имени Мстислава Ростроповича, удваивающие сумму премий. Таким образом, первая премия составила 40 тыс. долл., вторая – 30 тыс., и третья – 20 тыс. Признаем, борьба была жаркая и было за что бороться.