«Конкурсный фильм Московского кинофестиваля» – особый киножанр, с годами не претерпевающий заметных метаморфоз. Эти фильмы, как правило, привлекают внимание лишь узких специалистов, готовых пристально рассматривать свежие работы второстепенных датских, финских или польских кинематографистов. Неудивительно, что на общем фоне выделяются картины русские и русскоязычные – очень разные по качеству, они, тем не менее, ближе отечественному зрителю и имеют для него не только кинематографическую ценность.
Самые ожидаемые отечественные фильмы сезона были показаны на «Кинотавре», Московскому фестивалю достались самые неожиданные и на первый взгляд неприметные. Настоящим открытием стал фильм «У реки» дебютантки Евы Нейман. Картина снята по рассказам Фридриха Горенштейна на Одесской киностудии, на русском языке и с русскими актрисами – это, тем не менее, первый в истории украинский фильм в конкурсе ММКФ. Марина Полицеймако и Нина Русланова играют мать и дочь, которые (возможно, последний раз в жизни) выбрались из дома на речную прогулку. Нейман была ассистенткой режиссера на «Второстепенных людях». Влияние Киры Муратовой чувствуется в диалогах, интерес к маленькому нелепому человечку – тоже вполне муратовский. «У реки», однако, оригинальная собственная интонация – в отличие от своего беспощадного учителя, Нейман относится к персонажам фильма с нескрываемой нежностью.
Еще одной неожиданностью конкурса стала «Путина» Валерия Огородникова. Режиссер умер год назад, но он успел снять и почти закончить эту картину. «Путина» – несколько дней из жизни рыбацкой артели на маленьком северном острове: главная героиня беременна от одного из рыбаков, но выходит замуж за другого – на глазах у всей деревни, невольно вовлеченной в личную драму. Фильм Огородникова уже сравнили со «Свадьбой» Павла Лунгина – без серьезных на то оснований. Некоторое сюжетное сходство действительно существует, но «Путина» производит гораздо более сильное эмоциональное впечатление: отчаянная попытка обмануть судьбу здесь происходит на фоне постоянной угрозы, исходящей от моря. Дело не только в стихии: рыбаки вынуждены заниматься браконьерством, каждый из них или сидел, или скоро сядет – каждый кадр наполнен предчувствием временной или вечной разлуки.
«Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой тоже можно отнести к числу неожиданностей. Вслед за декоративной картиной «Небо. Самолет. Девушка» и вопиющими «Греческими каникулами» Сторожева сняла фильм про одинокую девушку (Ксения Кутепова), которая живет на маленьком полустанке со своей козой и собакой. И главная героиня, и вожделеющий ее шофер (Дмитрий Дюжев) одеваются, как модели из каталогов дорогущей винтажной одежды, а по областному радио постоянно передают сладчайшие латинские и французские мелодии 50-х. Впрочем, неправдоподобие – последняя вещь, в которой следует обвинять кинематографистов. Они имеют право на создание собственного мира – в конце концов бесконечно искусственный фильм Сторожевой объективно не лишен внятного режиссерского замысла.
«Дети СССР», конкурсный фильм израильского режиссера Феликса Герчикова, занимателен скорее в социальном плане: это история второго поколения эмигрантов из России, которые так же сильно хотят вернуться в Россию, как их родители хотели оттуда выехать. Главный герой создает любительскую футбольную команду «СССР», чтобы отыграться за наносимые ему коренным населением обиды. Но подготовка к матчу оборачивается для него еще большими неприятностями. Последний русский фильм конкурсной программы – «Ничего личного» Ларисы Садиловой – будет показан на фестивале в четверг.