0
853
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2007 00:00:00

Олега Кулика вновь подвергли цензуре. На этот раз из лучших чувств

Тэги: выставка, кулик


Десять тысяч квадратных метров ЦДХ – таковы размеры персональной выставки Олега Кулика.

Такого в истории ЦДХ еще не было. Огромный комплекс галерей и выставочных площадок в течение месяца впервые будет отдан лишь одному автору – Олегу Кулику. Выставка самого известного российского художника заняла почти все пространство огромного здания: 10 тыс. квадратных метров. Сам Кулик считает, что это лишь половина тех площадей, что были бы нужны для выставки, итожащей работу 20 лет. Масштабный проект осуществлен в рамках долгосрочной совместной программы Московского музея современного искусства и Галереи XL «Москва актуальная» и включает в себя работы из Третьяковки, Русского музея, других собраний, в том числе частных.

В результате в огромных залах, укутанных в темно-серый полиэтилен и выглядящих, словно космические пространства, показаны скульптуры и фотографии, объекты и видеофильмы на огромных экранах. Как признается сам Кулик, во многих случаях – практически в половине – он вынужден был смягчать те или иные акценты в своих художественных высказываниях или вовсе не показывать какие-то работы, идя на уступки организаторам выставки (которыми в принципе очень доволен). И хотя это «смягчение» происходило из лучших чувств, с целью не только охранить коллективную нравственность, но и обезопасить самого автора, речь может идти о полноценной цензуре, направленной на микшированное восприятие куликовского творчества, к которому общество все еще не готово отнестись достаточно лояльно. Постоянное нарушение всех и всяческих табу, от телесных до религиозных, вызывало протесты и в 90-е годы, способно вызвать и сегодня. Некоторые проекты Кулика – ту же фигуру Льва Толстого в курятнике под насестом – хоть сегодня присоединяй к материалам по делу выставки «Запретное искусство» в музее имени Сахарова. Правда, сам художник утверждает, что меньше всего проблем с показами у него возникало как раз в России.

Хотя Олег Кулик – один из самых известных на Западе художников, участвовавший в трех Венецианских биеннале (многие из тех работ показывают сейчас на Крымском), представленный во многих музеях мира, в самой России отношение к нему во многом еще сложное. Провокативные перформансы середины 90-х, когда художник превращался в лающе-кусающуюся собаку, в такой степени шокировали публику, воспитанную на Репине и Пименове, что та так и не смогла простить автору резкой смены парадигмы в искусстве, перешедшего от развлечения к анализу мира. В массовом сознании за Куликом закрепилась слава хулигана. Во многом этот искаженный образ вызван медийностью его акций. Об агрессивной манере поведения Кулика-собаки писали все газеты – равно как и о задержании полицией, даже в таких толерантных странах, как Швейцария или Швеция.

Меж тем вышедший к выставке альбом недвусмысленно назван Nihil unhumanum a me alienum puto. В названии обыгрывается известная латинская поговорка «Ничто человеческое мне не чуждо». Только у Кулика это оборачивается «нечеловеческим». Животный мир как оборотная сторона человеческого бытия, как его прошлое и будущее – излюбленная тема художника. На вернисаже даже можно было увидеть поклонников, одетых в майки Партии животных, которую Кулик создал в середине 90-х для участия в выборах.

Животные и природа – ключевые элементы эстетики Кулика. Их диалог с человеком порой ироничен («Кулик – это все-таки птица»), порой агрессивен («Собачья гостиница», составленная из телеэкранов), порой на границе жизни и смерти (фотосерия «Мертвые обезьяны, или Memento mori», 1998), Но вечное не отменяет актуального – и Кулик не без иронии описывает современную ситуацию в российском искусстве, когда «нам говорят – не занимайтесь политикой, давайте чистым искусством, и мы так, бочком-бочком┘».

В искусстве свобода в обсуждении общественных табу и политических тем неотделима от поиска новых выразительных средств. Но сложность Кулика заключается и в том, что он, как и некоторые его коллеги, воспринял язык современного мирового искусства гораздо раньше, чем тот стал распространяться в постсоветской России. В результате получилось, как со знанием английского: многие уже владеют, но массовым его бытование у нас по-прежнему не назовешь. Впрочем, незнание мирового контекста, а порой и принципиальный отказ от него в не меньшей степени болезненны и для самого народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1614
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3540
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2606
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2114

Другие новости