В Северной столице прошли десять концертов Первого хорового фестиваля: коллективы всего мира предлагали свое, родное, национальное – то, что не выходит из моды, несмотря ни на какие культурно-политические сдвиги.
В Зимнем саду отеля «Астория» вокальный секстет-виртуоз из Германии Amarcord под единодушные крики «браво!» показал абсолютный класс инструментального пения не только мадригалов XVI века, но и золотых голливудских стандартов, немецких Lied, венгерских чардашей и прочих интернациональных штучек.
Организаторы фестиваля и представить не могли, сколь высоким будет спрос на хоровое искусство. Ни один из десяти концертов фестиваля не обошелся без аншлагов. А среди залов были Большой зал филармонии и Александринский театр. Многие концерты брали штурмом. Но концерты того стоили. Международную часть фестиваля после патетического официального первого дня с ведущими хорами Петербурга в Малом зале филармонии открывал Хор девушек эстонского телевидения. Не будет преувеличением сказать, что такого пения здесь не слышали никогда. Так в наших краях, увы, не поет никто. Хотя понятно, что в их лице Петербург получил генетически прочный коллектив из страны, где хоровое и не только пение – древняя, не прекращающаяся веками традиция. Руководитель хора – единственный в нем настоящий эстонский мужчина Аарне Салувеер и вовсе является президентом Хорового общества Эстонии. Хор из тридцати юных красавиц в национальных костюмах с белоснежными рукавами блузок и ослепительно полосатыми юбками пели фантастически прекрасно. И это не преувеличение. Идеально слаженный баланс ясных и, что самое важное, сильных и ярких голосов исполнял в довольно сложных современных аранжировках не только традиционные эстонские песни, простота мотивов которых захватила зал с первой секунды. В программе их выступления была и современная хоровая музыка с ухищренной полифонической фактурой. К слову, специально для этого хора пишут музыку такие мэтры современности, как Арво Пярт и Вельо Тормис, известный главным образом своими многочисленными хоровыми сочинениями. В исполнении экстра-класса хоровая музыка звучала как на усовершенствованном музыкальном инструменте, в котором без сбоев отвечают все клавиши, все регистры одинаково хороши. Основательный национальный бэкграунд девушек не стал препятствием к элементам шоу – актуальному, очень правильному формату с незамысловатыми танцами, анимировавшими и без того энергичное выступление.
Заманчивыми для публики стали и такие в России редкости, как женская группа хора Gregorien de Paris c умиротворяющими песнопениями Католической церкви, которые очень грамотно были размещены в Мальтийской капелле, где прозвучали аутентично. Аншлаг в Александринском театре собрал могучий мужской хор басков Coro Easo de San Sebastian, который взял натуральностью как будто даже и не обработанного академизмом пения. Нерушимо спокойные, словно в какой-то нежно-рыцарской броне, благостные мужчины с севера Испании, из Страны басков, привезли все свое – от земли, включая национальные костюмы с жилеточками и беретами. Слезы умиления катились во время пронзительно тихого исполнения сладкой колыбельной, которую, по преданию, исполняла на сон грядущий младенцу Пласидо Доминго его мама. Были еще традиционные англичане – из Оксфорда и Кембриджа – с разными программами, в которых главное место занимала духовная музыка. Русскую часть на фестивале с большим успехом у публики представляли два мужских хора – Московского Патриархата «Древнерусский распев» Анатолия Гринденко и Московского Ставропигиального Сретенского монастыря. Еще был пролог фестиваля, куда приехал сам Пол Эссвуд – один из пионеров аутентизма, который в Эрмитажном театре продирижировал оперой Перселла «Дидона и Эней» в исполнении петербургских и московских солистов и оркестра Pratum integrum. У фестиваля, который его женский менеджмент подготовил в рекордно короткие сроки и провел без серьезных накладок, грандиозные планы, о многих из которых они даже сами, кажется, не догадываются, хотя уже обещают один из ближайших фестивалей с глубоким уклоном в этнику.