Десятый концерт сезона-2006/2007 завершил абонементскую программу венских филармоников. Концертов, впрочем, даже в рамках своего абонемента венцам пришлось сыграть втрое больше – так велик спрос на их выступления в австрийской столице: слово «распродано» печатается в программках Концертхауса уже в типографии. Но и по окончании сезона активность филармоников не идет на убыль – в июне они дают несколько внеплановых концертов, включая «Военный реквием» Бриттена под управлением Инге Мецмахера.
В программу, которую венцы собирались привезти в июне в Москву, но так и не сошлись с россиянами в цене вопроса (венский оркестр считается самым дорогим в мире, заработки музыкантов сильно превосходят среднемесячные доходы европейцев и начинаются от 10 тыс. евро), были включены произведения Эриха Корнгольда и Чайковского.
У главного дирижера Венской оперы Сейджи Озава Чайковский получился, как на приеме у психоаналитика. Озава сумел разложить Первую, «Зимнюю» симфонию, реже других исполняемую на Западе, на малейшие частицы и из этой аналитики синтезировать некий фантасмагорический мир, интерпретированный настолько необычно, что порой даже думалось: а уж не Берга ли нам играют?
Такое соседство наверняка бы не обрадовало Корнгольда, в чьем концерте для скрипки с оркестром солировал виртуозный Бенжамин Шмид.
У Корнгольда (1897–1957), сына влиятельного музыкального критика, было счастливое начало жизни как у вундеркинда и сложная старость. Поначалу все шло по счастливой схеме: раннее профессорство, концерты по всему Старому Свету, великие, начиная с Бруно Вальтера, дирижируют его премьерами┘ Для карьеры Корнгольд, работавший в традиционной манере, ориентируясь на поздних романтиков и круг Густава Малера, все делал обдуманно, писал по одному произведению каждого жанра, дружил с правильными людьми, в том числе с режиссером Максом Рейнхардтом. Рейнхардт сыграл решающую роль в его жизни, пригласив в Голливуд работать над музыкой для «Сна в летнюю ночь». И хотя надо было лишь переделать Мендельсона, в Голливуде Корнгольд прижился, писал музыку ко многим блокбастерам 30-х и даже получил два «Оскара». Незадолго до аншлюса Австрии Корнгольд снова приезжает в Америку по приглашению студии Warner Brothers и остается там навсегда. После войны он еще съездил пару раз из Калифорнии в Европу, но эти поездки всякий раз приносили ему лишь горькие разочарования. Зато в Америке опусы Корнгольда принимали на ура. А скрипичный концерт, впервые исполненный в 1947 году Яшей Хейфицем, и вовсе стал хитом, но только не у нью-йоркской критики, воспринимавшей Корнгольда как старомодного автора. Композитор отдавал себе отчет в капризности успеха, но вряд ли догадывался о том, что однажды и наступит ренессанс его творений. В 90-е годы его произведения замелькали в симфонических программах, три года назад Зальцбургский фестиваль сделал его своим главным героем, а «Мертвый город», третью по счету и наиболее успешную его оперу, ставят теперь по несколько раз в сезон.
Не исключено, что после виртуозного исполнения Шмида (он играл Корнгольда вместе с филармониками уже во второй раз, после выдающегося концерта в Зальцбурге в 2004-м) такая же судьба постигнет и корнгольдовский скрипичный концерт.
Вена