0
715
Газета Культура Интернет-версия

15.06.2007 00:00:00

Язык, Шекспир и автоматы

Тэги: вена, фестиваль, театр


Знаменитый Венский фестиваль (Wiener Festwochen) в этом году прошел под знаком Леоша Яначека. Концерты музыки его и его современников составили основу программы, а украшением ее стала яначековская опера по роману Достоевского «Из мертвого дома». Ради нее впервые за многие годы после байротского «Кольца нибелунга» (1976–1980) объединили усилия две европейских легенды – дирижер Пьер Булез и режиссер Патрик Шеро. Певцы Олаф Бер и Эрик Штоклоса поразили публику не меньше постановщиков.

Но главнее всех на Венском фестивале все же драматический театр. В этот раз царили основательные темы – от гомеровской «Одиссеи» до «Троянок» Еврипида. Боснийская режиссерша Айда Карич поставила их с корейскими актрисами. Действие перенесено в Азию времен Второй мировой войны: корейские девушки вынуждены сексуально обслуживать японских захватчиков. От античности до наших дней рукой подать: прихоти судьбы изучает онтологический проект датчанина Клауса Бека-Нильсена «Последний европеец». Несколько лет назад Бек-Нильсен стал известен после того, как публично уничтожил все свои документы гражданина и стал жить на улице обыкновенным бездомным – правда, под дружелюбным присмотром прессы. Вскоре радикализм искусства заставил его не просто покинуть семью, но и формально развестись с женой и даже объявить себя выбывшим из жизни навсегда. Бек-Нильсен издал посмертную биографию своего героя (1963–2001) и уже по ее материалам поставил «Последнего европейца». Занимательный, надо признать, кунстшюк, длящийся не один вечер и состоящий из концерта, перформанса, доклада и выставки.

В отличие от прошлых лет, когда в Вене не только показывал свои спектакли, но и ставил специально для австрийцев Евгений Гришковец, русская тема в этом году присутствовала скорее опосредованно – в виде рижского спектакля Алвиса Херманиса «Соня». Как и москвичи, венцы тоже полюбили Херманиса навеки, его «Долгая жизнь» два года назад пользовалась здесь просто-таки феерическим успехом. Не меньше восторга испытал и спектакль по рассказу Татьяны Толстой.

Программа этого года подвержена апокалипсическими настроениями – будь то семейная драма Бергмана «Сцены из супружеской жизни», перенесенная Яном Версвейвельдом на сцену усилиями двух театров – из Антверпена и Брюсселя, или большая шекспировская подборка. Она включает и комедию – Петер Цадек представил «Как вам угодно», это уже 21-й по счету шекспировский спектакль немецкого классика. А вот Леми Понифасио предложил публике действо на мотив «Бури» – удивительное сочетание танца и слова, только Шекспир звучит здесь на языке маори и таити. Главным же событием обещал стать «Король Лир» в режиссуре худрука венского фестиваля Люка Бонди. Но тот неожиданно поставил скучный спектакль. Актеры у него, конечно, порой на грани гениальности. Герт Фосс в заглавной роли или Биргит Минихмайр, играющая и Шута, и Корделию, – это события из разряда экстраординарных. Но интенданту фестиваля следовало бы проследить и за тем, чтобы исполнителей не забыли б еще снабдить режиссером. А так на сцене царит абсолютное доверие к тексту на фоне загадочного исчезновения постановщика в дальней кулисе. И даже то обстоятельство, что «Лира» специально заново перевели на немецкий (недавно питерский театр Додина ради своего спектакля тоже обратился к новому переводу), причем среди трех переводчиков значится и имя самого Бонди, ситуации не спасает.

Самой же спорной постановкой фестиваля оказался «Север» Франка Касторфа. Премьера его прошла в Вене, а в Берлине театр «Фольксбюне» представит его лишь осенью.

Касторфа регулярно приглашают на Фествохен. Он один из немногих режиссеров, кто в состоянии радикально разделить зал. Поклонников у него примерно как ненавистников – на «Севере» зал, изначально забитый под завязку, к концу трехчасового действия опустел наполовину. Причем более дорогой партер пустел с куда большей скоростью, чем галерка.

Оно и понятно: «Север» поставлен по последнему роману Луи-Фердинанда Селина, великого писателя и реформатора литературного языка, а по совместительству и главного французского коллаборациониста (он даже попал под суды после поражения нацизма). Роман его – сложная и блестящая парабола на тему примирения с уродливой действительностью. Страх перед русскими и Россией играет существенную роль в действе, замешанном на повышенных тонах, переходящих в крик, перемещениях вагона-товарняка, который крутят туда-сюда по сцене, и частых выстрелах из автомата. Выстрелы настолько аутентичны по своей громкости, что зрителям даже выдают беруши с просьбой быстро вставлять их по назначению, когда загорится красный цвет. Не все успевают реагировать рефлексом собаки Павлова, но досидевшим до финала это не портит общего впечатления. Затянутый и местами подчеркнуто нетеатральный спектакль чем-то напоминает ЖЖ в интернете: то же недоверие к традиционной форме высказывания. Но он обладает при этом завораживающей свободой, что позволяет покинуть его в любой момент – либо уж досидеть до конца, будто присутствуешь при опыте алхимика. Вроде бы и уверен, что не получится, но сама магия театрального колдовства важнее результата.

Так ли уж легко в конце концов разобраться с коллаборационистами всех времен – будь то парижские, легшие под немцев, или российские, обслуживавшие большевиков? Нежелание думать об этом выглядит куда более реалистичным объяснением для покидающей зал публики.

Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1610
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3533
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2599
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2109

Другие новости