Кроме традиционного портрета Петра Ильича Чайковского в Большом зале консерватории стоит еще один – молодой Мстислав Ростропович, играющий на виолончели. Первый в истории конкурса им. Чайковского почетный президент не дожил до открытия музыкального состязания, которое решено было посвятить памяти великого музыканта. Кстати, Фонд Мстислава Ростроповича учредил специальный приз для лауреата Первой премии, который составляет 20 тысяч долларов США. Таким образом, победители получат по сорок тысяч – сумма, аналогов которой, пожалуй, в мире нет. Так что конкурс и впрямь получается, по словам Александра Жукова, «престижный и солидный», хотя вряд ли зампред правительства (и вместе с Александром Соколовым сопредседатель организационного комитета) имел в виду его материальную составляющую. То, что престижность московского конкурса заметно упала, свидетельствует география участников, которая концентрируется в основном на России и Азии, музыканты же из Европы и Америки представлены в этом году скудно. Тем не менее, держа в памяти былую славу конкурса, непременный ажиотаж вокруг прослушиваний (даже на первом туре зал был полон), хочется надеяться (пусть и тщетно), что все-таки мелькнет среди участников настоящий талант и – самое главное – будет справедливо замечен и отмечен членами жюри. Среди последних – «судьи» с опытом, о чем говорят хотя бы имена председателей: Николай Петров (фортепиано, в его команде, кстати, Сергей Доренский, Дмитрий Башкиров, Михаил Воскресенский, каждый из которых наверняка имеет свои интересы в лице учеников), вечно борющийся за справедливое судейство и всем об этом рассказывающий Владимир Спиваков (скрипка), Наталья Шаховская (виолончель) и Ирина Богачева (сольное пение). В общем, схватка за первую премию обещает быть жаркой. Хотя уровень отдельных участников, к сожалению, мог бы быть и повыше. По крайней мере, если судить, например, по фрагментам видеозаписей пианистов, по которым происходил отбор: месяца два назад они были выложены в интернете. Так, большая половина претендентов на звание лауреата конкурса им. Чайковского, ничем особенным не отличалась. Среди наиболее интересных пианистов – наши соотечественники Андрей Коробейников, Сергей Кузнецов (в момент выхода номера в печать они уже отыграют первый тур, но наверняка их можно будет услышать во втором), Елисей Бабанов, Федор Амиров и Софья Гуляк, которая, к сожалению, не приехала. Среди иностранцев – только один представитель из Японии Фумиро Кавамура, блестяще справившийся с Первым этюдом Шопена, который заведомо считается неконкурсным сочинением.
Пианисты начинают конкурс первыми (в Большом зале консерватории), с интервалом в один день за ними следуют скрипачи и виолончелисты (в Доме музыки и Малом зале консерватории соответственно), а вокалисты стартуют только через неделю после открытия (Концертный зал им. Чайковского). Сама же торжественная церемония открытия была достаточно лаконична – после кратких официальных речей министр культуры объявил конкурс открытым, и началась собственно музыкальная часть, где по традиции прозвучал Первый концерт Чайковского – сочинение, которое фортепианное жюри выслушает восемь раз. В этот вечер концерт исполнил лауреат Десятого конкурса Николай Луганский – исключительный случай, когда Первая премия не была присуждена и ученик Татьяны Николаевой и Сергея Доренского был удостоен Второй. Государственный симфонический оркестр им. Светланова с Марком Горенштейном, участвовавшие в концерте, по традиции будут сопровождать финал пианистов. Национальный филармонический оркестр России будет выступать со скрипачами, Большой симфонический оркестр им. Чайковского – с виолончелистами, а Академический оркестр Московской филармонии будет выступать в финале вокалистов.
Для кого-то нынешний конкурс им. Чайковского, несомненно, станет творческой удачей. Кто-то останется разочарованным, но, как отметил Александр Соколов, во всем можно сослаться на непреодолимые обстоятельства в виде злополучной цифры тринадцать.