0
529
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2007 00:00:00

Между светским и научным

Тэги: биеннале, венеция


биеннале, венеция В инсталляции Чарльза Гейнса – Христос, распятый на истребителе.

В этом году Венецианская биеннале открыла «большое лето искусств». 13 июня в швейцарском Базеле начала работу международная ярмарка, 16 июня наступает очередь знаменитой кассельской документы – смотра искусств, проходящего в Германии раз в пять лет. Из Касселя любителям искусства далеко ехать не придется: по соседству, в Мюнстере, проходит всемирный смотр современной скульптуры. Все это вместе называется «гран туром», хотя можно было бы и объединить события понятием «большой шлем»: кто увидит все четыре, тот умрет уже образованным человеком.

В этих условиях жаркого – во всех смыслах, в том числе из перспективы искусства – лета у биеннале особая роль. Все же она еще не чистая продажа, как Арт-Базель, но и не чистое уже искусство, как Кассель (где нет национальных павильонов, а потому кураторы представляют тенденции без желания потрафить образу страны).

Биеннале к тому же и модная вещь, состоящая из массы приемов, ночных концертов на островах и бесконечного катания на катерах. В конце концов другого такси у нас для вас нет. Потому среди русских гостей на открытии было немало героинь светских хроник («Кто их сюда возит?» – удивлялись завсегдатаи.) и редакторов глянцевых журналов. На то они и тенденции, чтобы интересовать всех.

Люди же искусства в этом году горазды биеннале критиковать – за стерильность отбора, давление политкорректности и отсутствие той взрывной силы провокации, что так притягивает в настоящем искусстве.

Впрочем, аполитичным Венецию-2007 не назовешь. Куратор Роберт Сторр – хоть и решил в двух главных выставках уйти от религиозной проблематики – политики не избежал. Одним из самых ярких проектов стала инсталляция американца Чарльза Гейнса – с Христом, распятым на истребителе. На стене Северного павильона, который делят между собой скандинавские страны, Торил Гоксойр и Камилла Мартенс изобразили двух красавиц, обменивающихся, как в комиксах, репликами: «Было бы хорошо сделать что-нибудь важное». – «Что-нибудь политическое?» Далеко за этим важным ходить не надо: внутри самого павильона выставляется Адель Абидин, иракский художник, живущий сейчас в Хельсинки. Посвященная Ираку и иракскому выставка включает в себя и проект Abidin Travels. В его рамках издан буклет для потенциального путешественника «Гораздо больше чем отпуск: Багдад». Здесь превалируют скорее предостережения, чем рекомендации: не стоит жить в дорогих отелях, заходить в модные рестораны (всюду опасность терактов), почти все музеи закрыты┘ в общем, большой и горячий привет западной цивилизации, построенной на массовом удовольствии, на его формировании и последующем коллективном удовлетворении. Есть ли здесь место для иного мира? Другой реальности?

И разве выбор Африки в качестве главного героя не является политическим жестом? «Золотой лев», главная награда биеннале, присуждена фотографу из Мали Малику Сидите, а экспозиция африканских стран завершает главную выставку в Арсенале. Некоторые из представленных авторов и вовсе звезды мирового уровня. Например, англо-нигерийский классик Йинка Шонибара показывает двух дуэлянтов в одежде английских аристократов XVIII века, расцвеченной африканским рисунком. Дуэлянты безголовы, как это и положено образу европейской элиты в ироничо-насмешливом творчестве Шонибары. Но улыбка не отменяет серьезности, равно как и боевое прошлое – стремления философски взглянуть на мир. Австрийский классик Вали Экспорт, гроза феминистского движения в искусстве начала 70-х (зимой ее ретроспективу показывали в рамках Московской биеннале), обратилась к отношениям звука и горла.

Политизированность определяется в итоге не градусом накала, но вектором оценок, актуальностью высказывания. И в этом смысле спокойная, в чем-то буржуазная, в чем-то исключительно профессиональная, а в чем-то и светская биеннале выглядит не спектаклем, чей режиссер ищет новые формы, но скорее научным докладом. Размеренным, взвешенным, где за плавностью речи не сразу разглядишь глубину таящегося в нем смысла.

Венеция–Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2610
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2117

Другие новости