0
954
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2007 00:00:00

Простота лучше┘

Тэги: кинотавр, кино, фестиваль


Самым бесспорным решением жюри «Кинотавра» стало присуждение приза за главную женскую роль актрисе Марии Шалаевой – за роль в «Русалке» Анны Меликян. Эту картину для простоты дефиниций уже называют «русской «Амели» – что не совсем так. С фильмом Жене работу Меликян роднит только любопытство к предметному миру и готовность над ним подшучивать – режиссер выдумывает трюки с картинами, купюрами, рекламными щитами, сигаретами, водолазными костюмами... Меликян говорит, что современную версию сказки Андерсена она придумала именно для Шалаевой – эта обаятельная молодая актриса почти 10 лет в кино, но удачная и заметная роль появилась у нее только сейчас.

Самый сложный выбор стоял перед критиками, присуждающими на фестивале собственную премию – «Белого Слона». Споры вокруг «Груза-200» раскололи Гильдию киноведов и кинокритиков на два лагеря: одни посчитали картину Алексея Балабанова отталкивающим жанровым экспериментом, другие увидели в ней убийственной силы высказывание о нашем прошлом, настоящем и будущем. В результате голосования картина Балабанова победила арифметическим большинством, чуть позади остались «Простые вещи» – фильму Алексея Попогребского присудили диплом. Позже, однако, руководство гильдии приняло компромиссное, но сомнительное с концептуальной точки зрения решение – вручить черно-белую статуэтку и «Грузу-200», и «Простым вещам» (с формулировкой «За самый черный и за самый белый фильм фестиваля»).

То, что картину, имеющую своим предметом эвтаназию, назначили «светлухой» (в противовес чернухе Киры Муратовой и Алексея Балабанова), – факт довольно удивительный, как, впрочем, и то, что именно этому фильму достались почти все награды: приз за лучшую мужскую роль (Сергею Пускепалису), диплом в той же номинации (Леониду Броневому), приз за режиссуру и, собственно, Гран-при «Кинотавра». Многие спрашивают: что, фильм действительно так хорош? Хорош, но не настолько. По общему ощущению «Простые вещи» напоминают лирическое советское кино 70-х годов. Между тем сюжетно картина намертво привязана к сегодняшнему дню, и никакой «светлухи» в этом смысле тут не наблюдается. Сергей Маслов, нищий врач-анестезиолог, живет в коммуналке с женой и взрослой дочерью. По утрам слушает старый-новый гимн из радиоточки. Его сосед – нелегал, шофер-кавказец. Соседка – бессловесная старуха-инвалид. Его пациент – знаменитый в прошлом актер, вздорный старик, в обмен на эвтаназию предлагающий в дар не учтенную в каталогах дорогущую картину Репина. Из этической ямы Маслов пытается выбраться с изяществом истинного неудачника. Публика (и, видимо, жюри) посчитала финальную сцену оптимистической – и дочь, и жена доктора (обе беременные) идут по дорожке зимнего парка. Действительно, типичная «светлуха» эта ваша жизнь втроем-вчетвером в одной комнате на зарплату врача.

Окончательно забыв о том, что механизм вручения наград предполагает интеллигентное распределение, два других приза (за лучший дебют и сценарий) жюри отдало удивленному Алексею Мизгиреву, режиссеру и сценаристу картины «Кремень». За Мизгирева и Попогребского стоит порадоваться, но в непропорциональном осыпании призами нет особого смысла. Тем более что наградами завалили совсем молодых кинематографистов, которым еще предстоят поиски собственного пути (и многочисленные статуэтки в такой ситуации – скорее обуза). Те, кто свой путь нашел, – Кира Муратова, Алексей Балабанов, Александр Миндадзе, автор совершенно непонятого фильма «Отрыв», – в списке фестивальных призеров не упоминаются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1932
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3639
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
3037
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2716

Другие новости