0
862
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2007 00:00:00

«Тоска» или тоска?

Тэги: опера, пуччини


Одним из главных событий фестиваля «Звезды белых ночей» была заявлена премьера «Тоски» Пуччини с Марией Гулегиной в заглавной партии. Впечатление от этой постановки осталось несколько странное. Вновь и вновь хочется говорить не то о кризисе режиссуры, не то о том, что современного слушателя доподлинное изображение страстей на сцене уже не увлекает – их и в жизни полно. А если и способно увлечь, то только, простите за высокопарность, в гениальном исполнении, образцы которого, кстати, известны – вспомним хотя бы Марию Каллас: вот где правда!

Мария Гулегина, на сегодняшний день считающаяся одним из лучших интерпретаторов партии Флории Тоски (пела ее, кажется, по всему миру), в России предстала с ней впервые. Конечно, вокального совершенства и страсти этой певице не занимать, но в Петербурге, вероятно, случился обратный эффект: чем чаще интерпретируешь один и тот же образ, тем сложнее открыть в нем что-то новое. Так вот порой преувеличенные театральные жесты Гулегиной напоминали плохой драмтеатр, когда актера учат, что он должен «достать зрителя в последнем ряду». В этом отношении партнер Гулегиной Ахмед Агади хотя и уступает ей в вокальном мастерстве, но в актерском точно превосходит. Чего стоит одна «немая» сцена в начале третьего действия, когда Каварадосси ждет расстрела, – Агади без пошлого заламывания рук передает отчаяние и боль, охватившие его героя. Валерий Алексеев в партии Скарпиа буквально спас первый акт, где царила самая настоящая скука: ну ревнивая суетящаяся Тоска, ну влюбленный Каварадосси, ну беглый Анджелотти – выстроенные мизансцены ничего, кроме тоски, не вызывают. И тут – Папа Римский прибыл в храм служить, а там Скарпиа, которого раздирают, с одной стороны, страсть к певице (прямо в церкви воображает картины любви), а с другой – любовь к Господу (и ведь одумавшись на секунду, подпевает Te Deum на латыни). На его рабочем столе, между прочим, – крест, снизу заточенный, им-то прелестная Флория (тоже, кстати, набожная: осыпает лик Мадонны розами, словно Мадонна – ее коллега по сцене) несостоявшегося любовника и порешила.

Все три действия оперы разворачиваются в одной мраморной коробке, которая наполняется соответствующим содержанием – золотое убранство церкви Святого Андрея в Риме, брутальное (с фашистским орлом и картой во всю стену) – в кабинете Скарпиа и с часами, и багряным небом и железной конструкцией со словом Amore – на верхней площадке замка Сант-Анджело (художник Пол Эдвардс). При этом конструкция наклонена вперед, вероятно, для того, чтобы зритель почувствовал зыбкость, неустойчивость┘ Вопрос только – чего? Времени? Чувств? Режима? Или того, что каждое действие, каждое решение и каждый шаг даются с трудом?

Действие оперы режиссер Пол Каран перенес из одного режима в другой – фашистскую Италию 30-х годов прошлого века. По большому счету, сути дела это не меняет – разве что шокирует с первого взгляда Мадонна, которую пишет Каварадосси, – коротко стриженная блондинка, с укладкой по всем законам того времени, с небесно-голубыми глазами и накрашенными губами.

Единственное, за что цепляешься в этой постановке, – действительно пресловутое Amore в финале: любовь движет героями оперы. А какое-то нарочное сходство с кинематографом – при взгляде на бордовый рассвет моментально всплывают в памяти «Унесенные ветром», например, – оставляет теплое чувство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1740
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3700
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2758
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2249

Другие новости