В общем-то, непривычные какие-то «Три сестры»...
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Theatertreffen – самый значимый форум немецкоязычного мира. Спектакли, показанные на Theatertreffen, потом разъезжаются по всем престижным театральным фестивалям. Немецкий театр на сегодняшний день лидирует в Европе, поэтому Theatertreffen во многом определяет сегодняшний театральный процесс.
Маша, Ирина и Ольга, нацепив белокурые детские головки из папье-маше, кружатся в диком хороводе. Клитемнестра, сидя в луже искусственной крови, покуривает и медленно потягивает пиво из банки. Дидона и Эней, пожирая друг друга взглядом, переплетаются телами на деревянном столе┘
Чеховские «Три сестры» прибыли из мюнхенского театра Каммершпиле, Клитемнестра – из Немецкого театра Берлина, а Дидона и Эней представляют театр Базеля. Создатель образов русских женщин – режиссер-поэт Андреас Кригенбург. Гречанка – создание Михаэля Тальхаймера, а королева Картаго и троянский беглец – «дети» Себастьяна Нюблинга┘
Все эти постановки попали в Берлин, пройдя серьезный отбор. В течение целого года семь немецких критиков колесят вдоль и поперек Германии, Австрии и Швейцарии, но лишь десять из сотни просмотренных ими спектаклей удостаиваются приглашения в Берлин. Лидером этого года стал гамбургский Талия-театр, приглашенный на Theatertreffen с тремя постановками!
Однако один из этих спектаклей принес разочарования – «Тартюф» Димитра Готшефа из Гамбурга. Режиссер, ставящий хлесткие, мощные спектакли, на этот раз «дал слабину» – он увлекся своей концепцией и смешал Мольера с Хайнеpом Мюллером. В результате перед зрителем предстало что-то от двуликого Януса. Тартюф Готшефа и Гуру-сектант, и телевизионный проповедник, и доморощенный революционер в одном флаконе, который в конце концов превращается в бесформенный образ.
Два спектакля, возникшие на двух больших отдаленных друг от друга сценах, одинаково убеждают своей невероятной силой. Себастьян Нюблинг из Базеля сочетает Генри Пёрсела с Кристофером Марло. «Дидона и Эней», в сочетании с «Дидоной, королевой Катарго» превращается в крайне взрывоопасную смесь. Звучание ансамбля барочной музыки Schola Cantorum Basilensis создает почву для острых диалогов Марло. Спектакль становится все более и более жестким и мрачным, но под конец все меняется, в постановку врывается «человеческое»: Дидона Сандры Хюллерс застывает от боли при потере Энея, а за ее спиной Ульрике Бартуш (сопрано) тихо поет скорбную песнь оставленной женщины. Глубоко трагично и завораживающе красиво.
Вторая постановка из «провинции» привезена Немецким Национальным театром Веймара – «Болезнь юности» Фердинанда Брукнера в постановке Тильмана Кёлеру. Этим приглашением Theatertreffen не только прославил довольно отдаленный театр, но и сделал из молодого режиссера и актеров, несколько месяцев назад окончивших театральный институт, юных звезд. Берлинский фестиваль открыл немецкому и мировому театру немало новых звезд. Не исключено, что 28-летний режиссер Тильману Кёлеру вскоре станет столь же знаменит, как те, кто когда-то приезжали в Берлин никому не известными молодыми людьми.
Кёлер помещает шестерых актеров в холодное белое пространство – оно же зал для препарации трупов, оно же ринг, за которым зритель наблюдает сверху. Его режиссура тиха и ненавязчива – не корсет, а помощь молодым актерам. Однако его режиссура чувствуется в каждой мизансцене. Он добился того, чтобы игра актеров стала почти угрожающе достоверной. Возникает то, что так дефицитно в немецком театре, – естественность и органичность.
Актриса Юлишка Айхель за роль в спектакле «Болезнь юности» получила приз Альфреда Керра, вручаемый в конце фестиваля лучшему молодому актеру. Еще одно актерское открытие – Ханс Лёв, который часто появлялся в ролях второго плана на предыдущих фестивалях. В этом году он блистает в двух главных ролях: отчаявшийся и экстравагантный Вертер (спектакль Яна Боссе в театре Максима Горького, Берлин), а также как преисполненный жажды деятельности и одновременно одолеваемый парализующим волю страхом революционер в «Грязных руках» режиссера Андреаса Кригенбурга (театр Талия, Гамбург).
В прошлом году Театртреффен сопровождали так называемые «Нелицеприятные дискуссии», спровоцированные постановкой Димитра Готшефа «Макбет», в которой зритель имел возможность лицезреть пожилых и молодых мужчин – их тела опорожнялись и кровоточили прямо на глазах публики. Дискуссии были бурными – где пределы творческой свободы?
В этот раз все было гораздо тише. Вообще этот фестиваль обнаружил любопытную тенденцию: кажется, немецкие режиссеры больше полюбили актера, стали ему больше доверять.