Искусство исторического исполнительства, как бы к нему ни относились в консервативных кругах (иногда и профанацией называют), все же прокладывает себе дорогу как к сердцу слушателя, так и исполнителя – к стану аутентистов присоединяются сегодня и консерваторская молодежь, и музыканты постарше и посолиднее.
Желание жить по западному образцу (что верно, поскольку там это направление существует более полувека и, соответственно, уже имеет свои традиции) неизменно приводит к созданию фестивалей. Первый московский «Антиквариум» (наш ответ петербургскому Early music), пусть и потерявший в своем стартовом активе больше половины исполнителей по причине недофинансирования, за год окреп, осуществил серию концертов под названием «Антиквариум представляет» и сейчас успешно начался во второй раз. Тематический круг «Антиквариума» замыкает несколько эпох музыкального искусства Западной Европы, от позднего Средневековья до эпохи романтизма: норвежский Modus Ensemble с сочинениями одного из первых опусных композиторов Гийома де Машо на открытии, английский контртенор Пол Эссвуд и московский ансамбль Pratum Integrum с сочинениями Генделя на закрытии и, например, музыка для романтического фортепиано в исполнении Петра Айду посередине. Российскую сторону представляют еще два клавишника – Сергей Каспров и арт-директор фестиваля Ольга Филиппова исполняют музыку для хаммерклавира и клавесина соответственно.
К числу титулованных участников фестиваля относится ансамбль Armonico Tributo Austria, который выступил в театре «Школа драматического искусства» с программой «Метаморфозы и маски». Путешествие во времени и пространстве стало идеей этого концерта: здесь прозвучала итальянская, французская, немецкая, английская музыка периода от позднего Средневековья до барокко, и даже песни сефардов – еврейских общин, изгнанных с территории Испании в конце ХV века. Именно эта часть программы вызвала особый интерес, поскольку тонкий, прозрачный голос Герлинды Земан в интерпретации этих грустных напевов вкупе с квази-ленивым «подыгрыванием» ансамбля из двух скрипок, барочной гитары, виолы да гамба и клавесина на самом деле производил впечатление аутентичного исполнения. Выступление солистов – Томаса Бойсена с пьесой для теорбы или Марики Спанс с клавесинными экзерсисами – выдают в участниках ансамбля тонких профессиональных музыкантов. Основателя ансамбля, известного гамбиста Лоренца Дуфтшмида, будет возможность услышать в отдельном концерте с программой «Ночная музыка для солнечного монарха». Кульминацией же ансамблевой игры стала La Follia а tre Вивальди, где Armonico Tributo блеснул потрясающей способностью не только слаженного совместного музицирования, но и умением «зажечь» – все виртуозные тонкости музыканты преодолевали играючи, с улыбкой на лице.