Второй фестиваль симфонических оркестров мира распахнет свои двери для слушателей уже совсем скоро – 1 июня на сцене Колонного зала Дома союзов с программой из сочинений Шуберта выступит Национальный оркестр Франции с одним из самых титулованных дирижеров современности Риккардо Мути.
Остальные западные коллективы, приглашенные к участию в фестивале, мало чем уступают в профессионализме и успешности своему коллеге. Так, Дрезденский филармонический оркестр и дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос представят москвичам популярные сочинения Вагнера (увертюры и симфонические фрагменты) и Пятую симфонию Бетховена, а оркестр национальной академии Санта Чечилия под управлением Анатолия Папано – музыку Берлиоза, Чайковского и Респиги. Из отечественных оркестров на форуме совершенно заслуженно представлен заслуженный коллектив России симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темиркановым – президентом Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России, одного из немногих организаторов фестиваля. Вторым российским коллективом, который выступит на фестивале, станет Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса с симфониями Мясковского.
Очевидно, что хотя фестиваль и проводится всего второй раз, а уже наметились тенденции и даже традиции. Во-первых, как в лучшие советские времена, платит за все государство – бюджет фестиваля составил 86 млн. руб. Цифра серьезная, но коли речь идет о Дне независимости России, которому посвящено мероприятие, то можно и раскошелиться.
Впрочем, на Венский филармонический все равно не хватило (хотя концерт уже был заявлен в афише и должен был завершать фестиваль как раз 12 июня) – организаторы сетуют на дороговизну австрияков, запрашиваемый гонорар которых в три раза выше выступления других ведущих оркестров Европы.
Уже второй раз фестиваль проходит в Колонном зале Дома союзов, и как бы ни сетовали слушатели на недостаточно хорошую акустику зала (хотя это далеко и не самый худший вариант для симфонической музыки), здесь он, похоже и закрепится. Вопрос нехватки залов, особенно сейчас, когда (в очередной раз, но как будто бы точно) названа дата закрытия на реконструкцию Большого зала консерватории, особенно бурно обсуждается сейчас всеми лицами, имеющими отношение к музыкальному искусству.
Еще одна тенденция фестиваля – приглашение нестоличных российских коллективов, что, в общем, правильно. Вряд ли Уральский симфонический оркестр может встать в один ряд, скажем, с Национальным оркестром Франции, но надо же дать возможность и ему выступить в России, особенно когда речь идет о независимости и государство платит. Между прочим, если бы не фестиваль оркестров мира, вряд ли мы услышали бы последнее выступление в Москве легендарного Арнольда Каца и Новосибирского оркестра. Московские коллективы, судя по прошлому году, конечно, обижаются, но скорее всего не потому, что не попали в список достойных, а потому, что жирный кусок пирога проплывает, так сказать, прямо перед носом.
Впрочем, отчасти амбиции «обиженных» будут удовлетворены. День закрытия фестиваля, который перенесся на 10 июня, символизирует идею объединения (идея, правда, не по теме праздника, ну да ладно) – в Вариациях и Фуге на тему Пёрселла Бенджамина Бриттена (другое название – «Путеводитель по оркестру для молодежи») к санкт-петербургскому оркестру присоединятся 18 музыкантов из других российских коллективов.