Каждый год по весне Юрий Григорович с друзьями ходят на церемонию вручения международного балетного приза Benois de la Danse. Традиция у них такая. С тех самых пор, как 15 лет назад Международная ассоциация деятелей хореографии учредила «Балетный Бенуа», присуждаемый за высшие достижения в области хореографии. С 1992 года четырежды вручение приза происходило в Большом театре, по месту работы бессменного председателя жюри. Когда же главный театр страны перестал быть местом его работы, Григорович вывез церемонию за границу. Ее принимали Национальный театр в Варшаве, Берлинская Штатсопера и Штатсопера в Штутгарте, несколько лет назад – Кремлевский дворец в Москве. Но уже десятилетний юбилей вновь отмечали в Большом. Теперь, надеется Григорович, церемония будет проходить там всегда.
Благотворительная программа Benois de la Dance ставит перед собой самые благородные задачи. Одна из основных – поддержать бывших артистов балета. Средства от гала-концертов (их обычно бывает два) в виде персональной материальной помощи получают сегодня уже более 1500 ветеранов.
Своего рода актом благотворительности по отношению к солистке Большого театра Светлане Лунькиной выглядел и явно компромиссный вердикт о присуждении ей приза наряду с блистательной Аньес Летестю – звездой Парижской оперы. Досадная травма прославленной этуаль лишила москвичей редкой возможности насладиться ее танцем. Тем же, кто знаком с творчеством обеих лауреаток, остается лишь вспомнить, как лет пять назад, получая Benois в номинации «За жизнь в искусстве», один из основателей Нидерландского театра танца Руди ван Данциг будто бы невзначай рассказал историю о гениальной способности Юрия Григоровича дожимать коллег, дабы те приняли «единственно верное» решение.
Однако нет худа без добра. Неприятность с Летестю заставила солиста Парижской оперы Эрве Моро – лауреата Benois в номинации «Лучший танцовщик» – срочно заменить партнершу партнером. Нечаянной радостью стал их со Стефаном Бюйоном мощный и изысканный дуэт из балета Ролана Пети «Пруст». Рельефные мужские тела, точно мятные таблетки, заставили зал разом позабыть о кашле и вспомнить о высоком. Зажигали два вечера кряду и другие харизматичные парижане: ангельски обаятельный и дьявольски техничный Матьё Ганьо во фрагментах из «Сильфиды» Пьера Лакотта и «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера и Мари-Аньес Жило в постановках Каролин Карлсон «Символы» и «Дива». Щемящей нотой прозвучало прощание Лорана Илера со сценой. Григорович лично вручил легенде Парижской оперы приз «За творческий путь», а на посошок Илер и Манюэль Легри исполнили «Песнь странствующего подмастерья» на музыку Густава Малера в хореографии Мориса Бежара.
В программе обоих вечеров Benois-2007 классики было немного. Страданья. Сомненья. Терзанья. Похуже с томленьем. Несколько лучше с грустью безнадежной. Такова наша жизнь. Таков и современный танец. Если правда, что танец – искусство состояний, то состояние нашего мира вызывает серьезные опасения. Таково заключение консилиума хореографов. Если, конечно, считать ближний круг Benois репрезентативной выборкой.
По правилам конкурса каждый член жюри выдвигает своего кандидата, после чего все вместе решают судьбу участников. За 15 лет в номинантах побывали полторы сотни артистов из 30 стран мира, и далеко не всегда решение жюри встречали овацией. На этот раз явного фаворита среди хореографов, пожалуй, не было, и победа Мартина Шлепфера (Балет Майнца, Германия) сильных эмоций не вызвала. Как и лауреатство единственного претендента на приз в номинации «Лучший сценограф» Карлоса Гальярдо (Театро Сан Мартин, Буэнос-Айрес). Да и вообще 15-й Benois прошел на редкость ровно и благопристойно. Статуэток хватило всем, даже спонсорам. Когда же, расточив изрядную порцию елея, единственного Benois из чистого серебра вручали Юрию Григоровичу, ведущий церемонии Святослав Бэлза выразил надежду, что к своему 100-летию мэтр получит золотого. В публике не возражали.