Евгений Марчелли хочет научиться зарабатывать деньги, но не знает, как это сделать.
В Москву на гастроли приезжает один из самых известных в провинции Омский академический театр драмы. На сцене Театра им. Вахтангова Омская драма представит вновь спектакли худрука театра Евгения Марчелли «Вишневый сад» и «Дачники», а также «Утиную охоту» в постановке Вячеслава Кокорина (Зилова играет Михаил Окунев), «Сердешные мечтанья Авдотьи Максимовны» по пьесе Островского «Не в свои сани не садись» (режиссер Анна Бабанова) и «Кабалу святош» Василия Сенина. О гастролях, о театре – разговор с Евгением Марчелли.
– Евгений, в репертуаре театра, да и среди ваших режиссерских работ в основном классические пьесы. Это стратегическая линия?
– Я не могу четко и по пунктам сформулировать┘ репертуарную политику – это так называется? Всегда и везде я стараюсь делать то, что мне хочется. И ставить то, что мне нравится. Конечно, внутри есть ощущение общего движения, но мне мало свойствен прагматизм. Я стараюсь, чтобы наши работы в театре прежде всего приносили радость. Артистам и зрителям. Мы последнее время немножко перенасытили репертуар серьезом. А мне хочется придумать такой феерический праздник, красивый и имеющий отношение к искусству. Мы начали «Сон в летнюю ночь» Шекспира и уже сделали прогон первого акта, и мне показалось, что получается любопытная вещь, которая не похожа на все мои предыдущие работы. Банально говорить, что Чехов и Шекспир – мои любимые драматурги, но это так. И мне всегда кажется, что если бы авторы тех классических пьес, которые я ставил, были бы живы, они были бы рады той форме, в которой мне удается их воплощать сегодня. А содержание, на мой взгляд, я не искажаю.
– Интереса к современной пьесе у вас нет?
– Наверное, я очень плохо знаю нынешнюю драматургию. Истории, которая совпала бы с тем, о чем хочется говорить, пока нет. И потом, не каждая современная пьеса может идти на сцене, скажем так, культурного академического театра. Вот, к примеру, «Изображая жертву» братьев Пресняковых. МХТ ее поставил, и там она идет с успехом. Но в Омске... Не будет творческого скандала, будет отторжение.
– Но драматургия не заканчивается Пресняковыми. Может быть, вы просто мало читаете?
– Может быть. Хотя мы в театре сделали лабораторию современной пьесы. Именно для того, чтобы читать пьесы и иметь возможность некоторым образом их создавать в диалоге с драматургами, которые приезжают в театр, в актерских пробах, которые мы устраиваем, может найтись современная пьеса, а могут две, три, которые окажутся пригодными для омской сцены. Так, например, осенью драматург из города Когалым Елена Ерпылева привезла на лабораторию свою пьесу «До последнего мужчины», артисты показали читку, и сейчас Анна Бабанова начинает работу над спектаклем для малой сцены. Покажем, как работает лаборатория, и на гастролях в Москве.
– Как вы считаете, главный режиссер театра должен уметь зарабатывать деньги?
– Я думаю, должен, но я этого не умею делать. Я не умею разговаривать с продюсерами, меценатами, просто с богатыми людьми. У меня есть друзья, они достаточно успешные коммерсанты, но обратиться к ним за помощью, сказать: ребята, дайте денег на театр, – не могу. Но если главный режиссер занимается только творчеством и ему совершенно все равно, как директор добывает деньги, как он вынужден поддерживать отношения с властью, с бизнесменами, с банками, это не очень правильно. Все равно нужно делить директорскую ношу. Поэтому если директор мне скажет, что надо провести деловую встречу и надо постараться всем понравиться, я приду и постараюсь понравиться.
– Вам кажется, в чем составляющая успеха театра?
– Самое главное – это фантастическая труппа. В Омске артисты очень талантливые, просто выдающиеся. Талантливая молодежь, очень сильное среднее поколение – Окунев, Майзингер, Герасимова. И фантастические возрастные артисты – это Алексеев, Смирнов, Моисей Василиади. Бог мой, а женщины – Прокоп, Наталья Василиади! Артисты не только очень сильны в профессиональном отношении, но и как-то не развращены духовно сегодняшней жизнью, когда нужно много зарабатывать и есть для этого возможность. Они круглосуточно в театре, вечером спектакли, утром репетиции. И так каждый день с сентября по конец июля. Удивительная сосредоточенность на профессии. Мне кажется, что у омской труппы возникает контакт с любым режиссером. Я такого нигде, тем более в Москве, не видел. Самое трудно – это быть вровень с этими артистами.