0
739
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2007 00:00:00

«R@port»: фестиваль польской драматургии

Тэги: польша, фестиваль, театр


В 1974 году портово-курортная Гдыня стала столицей польского кино. Со здешнего фестиваля стартовали фильмы Вайды, Кесьлевского, Занусси. Станет ли Гдыня столицей польской драмы? Посвященный ей фестиваль в этом году прошел во второй раз.

В Гдыне есть трогательный памятник. Витиевато извиваясь, застыла в воздухе жестяная кинопленка. В ее титрах – награжденные фильмы. 70-е годы видели, однако, взлет не только кино, но и драматургии, и на памятнике драме должно было бы появиться имя Тадеуша Ружевича. Он и был в этом году избран патроном фестиваля. Ружевич – лакмусовая бумажка для сегодняшней драматургии.

Взять «Коронацию» М.Модзелевского (Лаборатория драмы, Варшава, реж. Л.Кос). Амбиция автора – театрально подать бездейственного героя. И вот на огромной кровати рядом с ним и его любовницей появляется «третий лишний» – подозрительного вида «король». Он озвучивает все то, что безвольный и от всех зависимый Мачек не решается выговорить. Действие топчется вокруг кровати, обозначая главную проблему «среднего возраста»: у героя не идет секс женой, а с любовницей – еще как. Некое разнообразие вносит факт, что Мачек – врач, так что на ложе подчас оказываются люди, которым он оказывает медпомощь. Сравнение с шедевром Ружевича – «Картотекой» – оказывается не в пользу. Вроде и там кровать, вроде и там «кризис среднего возраста», вроде и там – будни бездейственного героя. Кровать Ружевича, однако, не была кроватью плоской. Она была кроватью неэвклидовой.

При этом мэтр никогда не чурался тем, связанных с интимностью. Режиссер Казимеж Кутц рассказывает, что Тадеуш Ружевич – однолюб и образцовый семьянин – часто бежал из театра за книжкой, чтобы удостовериться, что он действительно «сам все это написал». Похоже, что во времена тоталитаризма Ружевичу больше приходилось бороться с самоцензурой, чем с цензурой.

Но и сегодня на этом фронте – без перемен. Хоть цензура и отсутствует, однако затрагивание определенных тем в сегодняшней Польше является знаком гражданской, а не только художественной смелости. Гомосексуализм в этом смысле – на первом месте. «Гомоэротические поцелуи и объятия, мужская нагота, вводящая в транс музыка, полнокровные сцены и слова – в «Сожжении матери» есть все, что должно быть в действительно современной польской пьесе», – написала местная газета о спектакле гданьского театра «Выбжеже». И хоть звучит как преувеличение, а может, и как насмешка, похоже на правду. Только вряд ли все это содержится в самой пьесе; пьеса Павла Салы кажется как раз недописанной, как если бы автор стремился ограничиться проблемами сугубо социальными: союз двух геев распадается, поскольку социальные нормы требуют от одного из них, банковского служащего, вступления в гетеросексуальный брак. Эмоциональный пробел отчасти был восполнен чуткой режиссурой Михала Котаньского, отчасти – самим драматургом, наполнившим своим личным опытом историю героя, теряющего мать.

Варшава–Гдыня


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

Иван Родин

Корректировка избирательного закона нацелена на решение более значимой задачи

0
354
Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Ольга Соловьева

Власти пытаются закрыть дефицит кресел "мокрым" лизингом

0
478
Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дарья Гармоненко

КПРФ предлагает властям определить критерии политических репрессий

0
414
В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

Молдавия начинает национализировать российские активы

0
320

Другие новости