Театральная премия Европейского союза «Европа театру» в последние годы стала вручаться ежегодно. На этот раз местом проведения выбрали Салоники (Греция), где в конце апреля прошли семинары, посвященные творчеству лауреатов, были показаны спектакли, а также состоялась заключительная церемония награждения. Лауреатами большой премии стали канадский режиссер Робер Лепаж и немецкий режиссер Петер Цадек (по 60 000 евро). Петер Цадек не прибыл в Салоники на церемонию награждения, и потому премия ему не была вручена – таковы правила устроителей. Лауреатами малой премии «Новая театральная реальность» стали сербский драматург Биляна Срблянович и латышский режиссер Алвис Херманис (по 20 000 евро).
Нетрудно заметить, что в этом списке победителей представлены страны (пожалуй, за исключением Германии), которые никогда не считались театральными. Скажем, на семинаре, посвященном Роберу Лепажу, размышляли, в частности, о том, как и почему в канадской провинции Квебек родился театр Ex Machina, который сегодня в числе немногих определяет тенденции мирового театра.
Более близкая географически и исторически Латвия тоже никогда не считалась театральной страной, не выдвигала в европейскую реальность своих лидеров. Алвис Херманис создал самобытный Новый Рижский театр, который в последние годы стал гостем многих зарубежных фестивалей и вписался в культурный контекст Европы. Мало что знали мы и о сербской драматургии и театре. Биляна Срблянович ворвалась в европейский репертуар как загадочная комета.
Корректирует ли европейский театральный ареопаг внимание сообщества и являются ли вручаемые премии формой продвижения, в том числе и политических интересов, или же и вправду очаги зарождения театров стали возникать на территории terra incognito? Ветерок политической корректности овевает список лауреатов: здесь и пример положительной сербки, и другой показательный пример режиссера из Латвии – представителя страны, которой дарят прописку на территорию европейской семьи народов. Демонстрируется и континентальная широта: замечена Канада в лице Лепажа. Вместе с тем в каждом из этих случаев премия вручается справедливо и заслуженно. Мог бы список быть другим? Конечно, раз в год в Европе найдутся три-четыре безусловные театральные фигуры.
И все же, отвлекаясь от дипломатии и политики, надо признать, что на театральной карте возникают новые, живые образования. Окраина, провинция или даже столица, но все-таки небольшого европейского государства – вот те точки географии, которые, вероятно, удивят мир в ближайшем будущем.
Малое пространство гуманно относительно человека, тем более художника. Миру, который подвержен все большей глобализации, может противостоять сосредоточенное, частное существование в своем, родном пространстве, подвластном человеку. Художник живет им и одушевляет его. Ценность малого мира, маленького, обыкновенного человека – вот что, не сговариваясь, на встречах утверждали и сербка Биляна Срблянович, и латыш Алвис Херманис. Они отстаивали ценность малого в глазах большого. «Так, как ведут себя шекспировские герои, обычные люди в повседневной жизни не поступают», – заметил Херманис. «Каким вы видите современного героя?» – спросила я Биляну. «Героем будет маленький человек, как у Гоголя, Достоевского, Толстого и Чехова», – был ответ сербского драматурга.
Есть еще одно обстоятельство, которое заставляет делать подобные прогнозы. Не раз театральное сообщество удивят неизвестные ранее территории еще и потому, что художникам, выросшим на этих terra incognita, окажется проще быть свободными перед предшествующим театральным опытом, традицией, силой прежних авторитетов. В силу отсутствия последних они вольны выбирать то, что предлагает им большой мир, чтобы потом вернуть ему свой малый – в него художник свободно впустит ту традицию, которая ему по душе. Пример такой эстетической свободы, легкого и естественного приятия в себя самых разных достижений театра, кино, изобразительного искусства демонстрирует в своих спектаклях Лепаж, являясь наследником самых разных культурных традиций. Его театр – это изощренная игра с пространством, высокие технологии и вместе с тем печальная поэзия, в которой одинокий человек вглядывается в мир.
Вместе с тем все лауреаты уже не принадлежат конкретным странам. Они если не кочевники, то вечные странники. Биляна живет в Париже, но преподает в Белграде. Алвис Херманис живет в Риге, но также выезжает на работу в Европу. Вот и в Салониках был показан спектакль «Отцы» – совместная постановка с Театром Цюриха. Жизнь Робера Лепажа складывается, по его признанию, из бесконечных путешествий и возвращений в родной Квебек.