0
606
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2007 00:00:00

Выставка разошлась с каталогом

Тэги: третьяковка, выставка, живопись


Выставка «Европа–Россия–Европа», открывшаяся в залах Третьяковки на Крымском Валу, собрала на редкость представительную компанию. Около сотни работ из 48 европейских музеев, представляющих 27 стран, – так Москву одаривают нечасто.

Блеск имен поначалу затмевает даже подготовленный рассудок: Кранах и Рибера, Тициан и Фридрих, Тернер и Базелиц. Не менее представителен и список музеев: Лувр соперничает с лондонской Тейт, галерея Боргезе – с мадридским Музеем искусств королевы Софии. Парад звезд стал возможен благодаря инициативе Европейского cоюза. Два года назад он решил таким образом отметить 50-летие Римского договора, а также намеченный на май самарский саммит Россия–ЕС, а заодно и 150-летие Третьяковской галереи, которое празднуется уже целый год. И хотя поначалу иные музеи из стран бывшего соцлагеря пытались отвечать отказом на приглашение участвовать в выставке, в итоге проект состоялся. Рабочей схемой избрали принцип «от каждой страны по три картины». Но принцип не стал догмой: например, латышей попросили привезти четыре полотна, поскольку Вилхелмс Пурвитис, так нравившийся куратору выставки Екатерине Селезневой, сперва не попал в латышский список.

Но при ближайшем рассмотрении весь этот хоровод имен начинает напоминать скорее окрошку, причем из трудносоединимых ингредиентов. Собрано вроде бы многое, но что вырисовывается в итоге? Мозаика из разных авторов и стилей так и не складывается в единое целое. Отдельные радости, даже яркие, не в силах придать выставке концептуальную цельность. Три критерия, которые пытались изначально сформулировать организаторы (произведение, важное в национальном искусстве и влиятельное в европейской истории искусства, с идеей культурной либо политической модернизации и, наконец, отражающее новую реальность индустриального, медийного мира), так и остались скорее пожеланиями. Тем более что 11 работ русского раздела тоже выбиваются из этих рамок, хотя и дарят при этом радости политической двусмысленности. Суриковское «Утро стрелецкой казни» как вектор сближения с Европой? Методами, которые скорее удаляют?

Реальность такова, что у всех квартир общего дома разная история, в том числе и художественная. Матиссу и Пикассо не страшно соседство с малоизвестными авторами Центральной и Северной Европы, но вот последним такая близость опасна. Да, среди них профессионалы, интересные и сегодня. Но не всегда сближение с гениями авторов второго и третьего ряда радует глаз.

Как обычно, живости происходящему придала история. Забастовка «Алиталии», чуть было не сорвавшая приезд итальянских специалистов, без которых был бы невозможен показ из римских коллекций, – пустяк по сравнению с общими проблемами России и ЕС сегодня. Правда, даже им было не испортить выставки. Зато проблемы частные, между Россией и Эстонией, свою роль сыграли. Накануне 9 мая таллинские музейщики не решились отправить два полотна – «Геракл, выводящий Цербера из врат преисподней» Йохана Келера и «Жертвоприношение» Кристиана Рауда, ограничившись видеоинсталляцией «Отец и сын» Яана Тоомика. Отправлять картины в город, где так активничали «наши», не решились бы и более горячие парни.

В этой ситуации Третьяковка вполне могла бы взять паузу, оставив ситуацию без комментариев, но в результате было решено восполнить лакуну эстонскими картинами из своего собрания. Так на Крымском Валу появились «Дубовый лес в окрестностях Ревеля» Э. Дюккера (1862) и «Утро в гавани» Валериана Лойка (1957). И это тот редкий случай, когда расхождение каталога и выставки вызывает скорее добрые чувства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1606
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3528
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2596
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости