Завершение московского сезона для оркестра Плетнева еще не означает перерыва в работе РНО.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Прошедший концертный сезон у Михаила Плетнева и Российского национального оркестра был насыщен событиями. Вспомним хотя бы его начало: два сольных вечера пианиста в начале сентября, блестящие программы из музыки Шостаковича, заставившие замереть зал две кантаты Танеева (вторая, «По прочтении псалма», – одно из самых сложных сочинений русского репертуара). В этом сезоне РНО начал осваивать оперный репертуар и, поддавшись модному нынче направлению концертных исполнений опер, представил «Лючию ди Ламмермур» Доницетти с Лорой Клейкомб.
Юбилейный вечер Михаила Плетнева прошел под знаком его музыки, а итогом короткой (всего из двух концертов), но весомой юбилейной программы стало грандиозное исполнение Девятой симфонии Бетховена с участием хора в несколько сотен человек (Плетнев, заметим, дирижировал бетховенской партитурой наизусть).
К слову, два сольных концерта Плетнева в сентябре стали чуть ли не последними его выступлениями как пианиста вообще: на неопределенное время все его сольные выступления отменены, включая даже самые престижные европейские площадки и фестивали, – Плетнев решил основательно сконцентрироваться на оркестре. Минимальная текучка музыкантов в РНО свидетельствует о том, что работать здесь комфортно (оркестранты признаются, что от работы с Плетневым получают удовольствие), хотя зарплаты не самые высокие. Надо сказать, что за шестнадцать лет существования Плетнев превратил Российский национальный действительно в один из самых лучших российских коллективов, с которым способен соперничать разве что оркестр Мариинского театра. О его признании в мире свидетельствует хотя бы гастрольный график коллектива. Концерт в Большом зале на самом деле лишь закрытие московского сезона, перерывов в работе РНО, похоже, не знает. Уже через пару дней оркестр отправился в длительное турне по Азии, затем музыкантов ожидают несколько концертов на международных фестивалях в долине Напа (Калифорния) и Тоскане, а также европейское турне. Программа этих гастролей включает в себя десятки сочинений, в числе которых симфонические партитуры Чайковского, Дворжака, Шостаковича, Сибелиуса, опера Рахманинова «Алеко», сочинения современных композиторов.
Свой последний концерт в этом сезоне РНО посвятил русской музыке: в Большом зале консерватории прозвучали Скрипичный концерт Чайковского и Шестая симфония Глазунова – один из наиболее известных, но крайне редко исполняемых опусов композитора. Два отделения концерта, к сожалению, были крайне противоположны по качеству. Казалось бы, в интерпретации Чайковского Российскому национальному с Плетневым равных нет, но, видимо, участие солиста вносит свои коррективы. Молодой японский скрипач Дайшин Кашимото, несомненно, талантлив – на его счету знаменитая Джульярдская школа, обучение у Захара Брона, выступления с ведущими дирижерами мира (Сейджи Озава, Лорин Маазель, Мунг Вун Чунг и имена того же ранга). Концерт Чайковского он играет музыкально (даже несколько по-плетневски), уделяя внимание каждому повороту и изгибу настроения. Как раз эта излишняя чувствительность вкупе с медленным темпом и сыграла злую шутку – и без того рыхлая форма первой части рассыпалась на множество фрагментов, и целое затерялось в излишней чувствительности и недостаточной чистоте интонации. Но симфония Глазунова была исполнена безупречно: идеальный звуковой баланс, когда каждая полифоническая линия прослушана, во всем выдержана мера – и драматическая первая часть без ложного пафоса, но с трагедийной нотой, и сдержанность, а не нарочитость фольклорных интонаций скерцо и финала, идеальные вариации, словно каждая из них – ювелирное украшение тонкой работы. Михаил Плетнев остается верен своей принципиальной музыкантской позиции – добиваться самого высочайшего качества, и ему это удается.