0
1117
Газета Культура Интернет-версия

21.05.2007 00:00:00

Тихий классик

Тэги: пименов, живопись, выставка


пименов, живопись, выставка Театральное наследие Пименова, в том числе работы к «Даме с камелиями», украсило его выставку.
Фото: каталог к выставке

Юрий Пименов (1903–1977) выглядит художником, у которого было вроде бы все и которому в то же время хронически не везло. Основатель Общества художников-станковистов (ОСТ, 1925–1932), одного из самых интересных в советской истории, он числится официальным академиком-классиком, лауреатом Сталинских и Ленинских премий. Его ранние шедевры, такие как «Инвалиды войны», оказались в тени его картин о новостройках – «Свадьба на завтрашней улице», «Модницы нового квартала», которые воспринимаются как его фирменный стиль. Блестящая графика иллюстрировала в основном книги Пименова, а идеология эксплуатировала его «Новую Москву» – двусмысленный гимн 1937 году. Лучшие проекты театральных постановок, вроде «Дамы с камелиями» в Центральном театре Советской Армии, так и остались неосуществленными. Статус классика позволял ему совершать бесконечные вояжи за границу, но то, как он смотрел на мир, порой удивляет жесткой реакцией начетчика. «Абстракционизм залил своей продукцией международную выставку искусства, – писал он после Венецианской биеннале, – продукцией, в малом проценте сумасшедшей, в основном же, безусловно, нагло-шарлатанской».

Но все это не отменяет его достоинств как живописца, приверженного прозе жизни, ее новостройкам и радостям быта, и мастерства как рисовальщика: графиков, подобных Пименову, в советской истории не так уж и много.

Графика составляет и основу нынешней выставки художника в московской галерее Леонида Шишкина. Работы для нее предоставили наследники Пименова и сам галерист, выкупивший недавно во Франции представительную пименовскую коллекцию, проданную туда из России в начале перестройки.

К выставке вышел в свет сборник Пименова «Земное искусство», составленный из записей художника и проиллюстрированный его же работами. Пименов любил публиковать свои заметки, снабженные эпиграфами из Пастернака и Рембо, Монтескье и Хемингуэя – об искусстве, путешествиях, наблюдениях над жизнью. В конце 1950-х – 1960-е у него вышло несколько таких книг. Читать их сегодня – наслаждение не только с точки зрения биографии частного лица, увлеченного полнотой жизни, восхищающегося женской красотой, но и портрета эпохи в целом: «Потом вдруг улица и дождь, узкий туманный переулок с высоким домом, сырой воздух и изящная женская фигура на тонких каблуках, переходящая дорогу, – за ней в сыром воздухе остается тонкий запах духов.

А за углом пронзительный и сварливый крик продавщицы в киоске, опять суета покупательниц, суета в автобусе, обыкновенный прозаический мир, а в автобусе двое совсем молодых, они держатся за одно кольцо, за одну ручку, и, ничего, ничего не видят, кроме друг друга» (пунктуация автора).

Это, конечно, не Шпаликов (тонкие каблуки и духи как-то не в его стиле), но разве вся мифология и поэтика оттепельного кино не представлена здесь в полном виде? А уж любовь к грозе и моросящему и вовсе сближает кинематограф и Пименова, признанного мастера дождя, бесконечно его рисовавшего и в «Ожидании», и в «Начале любви», а то и просто в «Проливном дожде». Поэтику Пименова многие сравнивают с кинопоэтикой. Он вообще был человеком кино, работал над «Кубанскими казаками», 27 лет преподавал во ВГИКе, рисовал киноплакаты – к «Петеру», «Женитьбе» Гарина–Локшиной, «Пышке». На выставке представлен эскиз плаката к фильму Сергея Герасимова «Дочки-матери». Плакат хоть и датирован 1974 годом, но по своей эстетике принадлежит скорее началу 1950-х.

Особый интерес вызывают театральные работы Пименова. Представленные на выставке материалы к «Даме с камелиями» 1946 года (один из эскизов этого цикла – проект занавеса – ошибочно датирован 1936 годом и приписан к свердловской постановке «Травиаты») принадлежат к вершинам советской сценографии. Можно только жалеть, что спектакль так и не был осуществлен. Благодаря пименовским наброскам остается только догадываться о возможной силе его воплощения. Или это был бы как раз тот случай, когда замысел впечатляет больше результата?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1609
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3532
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2599
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2109

Другие новости